Интересна ситуация с Далай Ламой. Кто что думает?
Что касается употребления мяса, существует несколько противоречивых мнений, но в Винае запрета на мясо нет, поэтому монахи Таиланда, Бирмы, Шри Ланки едят и вегетарианскую, и невегетарианскую пищу. Я как-то обсуждал эту тему с одним монахом из Шри-Ланки, много лет назад, и он сказал мне, что буддийский монах не принадлежит ни к вегетарианцам, ни к не вегетарианцам. Что тебе дают, то ты должен и есть. Таков принцип.
В Винае ясно сказано, что мясо животных, убитых специально для вас, употреблять в пищу нельзя, но употребление мяса как такового не воспрещается.
В некоторых книгах, таких как «Ланкаватра-сутра», налагается запрет на употребление любых видов мяса, включая рыба, а в других книгах такого запрета не значится. Так что, здесь есть различия.
Теперь о Тибете. Если говорить с практической точки зрения, то в удаленных уголках северной части Тибета, нет овощей. Очень тяжело. Так что, все объясняется исключительно укладом жизни.
Когда мне было лет тринадцать — четырнадцать, на всех официальных празднествах в изобилии подавали мясо. Это я изменил — теперь подают исключительно вегетарианскую пищу. Затем, в 1959 году я пришел в Индию. Примерно в1965-м я стал вегетарианцем. Отказался от мяса.
NDTV: Почему отказались?
Далай-лама: Так лучше.
NDTV: Полезно для здоровья или по философским причинам?
Далай-лама: По философским. В течение 20 месяцев я придерживался строгого вегетарианства. В то время один из моих индийских друзей посоветовал мне попробовать заменители мяса. Я употреблял в пищу много молока, сметаны. Затем в 1967-м… в 1966-м или 1967-м у меня начались проблемы с желчным пузырем, гепатит. Все тело пожелтело. Позже я шутил, что в то время я стал «живым Буддой». Все тело желтое, сам – желтый и ногти желтые. И тогда тибетский врач, а также врач-аллопат посоветовали мне есть мясо. Так я вернулся к привычной пище.
Но при этом сейчас во всех наших монастырях на юге Индии, а также в Намгьяле и на нашей общей кухне готовят только вегетарианскую пищу.
В монастырях на юге Индии численность монахов составляет 3000-4000 человек в каждом, и всем им готовят вегетарианскую пищу. Также в других странах я был в буддийских центрах и всегда об этом спрашивал. Везде все по-разному. Но в торжественных случаях еда должна быть вегетарианской. А постоянное ее употребление ведет к проблемам желчного пузыря и, в конце концов, к операции. Вот в чем подоплека. Что касается меня, мясо ем один или два раза в неделю, остальное время – вегетарианскую пищу. Я пытался стать вегетарианцем, но еще сложно. Несомненно, полезно знать всю подноготную данного вопроса.
Что касается употребления мяса, существует несколько противоречивых мнений, но в Винае запрета на мясо нет, поэтому монахи Таиланда, Бирмы, Шри Ланки едят и вегетарианскую, и невегетарианскую пищу. Я как-то обсуждал эту тему с одним монахом из Шри-Ланки, много лет назад, и он сказал мне, что буддийский монах не принадлежит ни к вегетарианцам, ни к не вегетарианцам. Что тебе дают, то ты должен и есть. Таков принцип.
В Винае ясно сказано, что мясо животных, убитых специально для вас, употреблять в пищу нельзя, но употребление мяса как такового не воспрещается.
В некоторых книгах, таких как «Ланкаватра-сутра», налагается запрет на употребление любых видов мяса, включая рыба, а в других книгах такого запрета не значится. Так что, здесь есть различия.
Теперь о Тибете. Если говорить с практической точки зрения, то в удаленных уголках северной части Тибета, нет овощей. Очень тяжело. Так что, все объясняется исключительно укладом жизни.
Когда мне было лет тринадцать — четырнадцать, на всех официальных празднествах в изобилии подавали мясо. Это я изменил — теперь подают исключительно вегетарианскую пищу. Затем, в 1959 году я пришел в Индию. Примерно в1965-м я стал вегетарианцем. Отказался от мяса.
NDTV: Почему отказались?
Далай-лама: Так лучше.
NDTV: Полезно для здоровья или по философским причинам?
Далай-лама: По философским. В течение 20 месяцев я придерживался строгого вегетарианства. В то время один из моих индийских друзей посоветовал мне попробовать заменители мяса. Я употреблял в пищу много молока, сметаны. Затем в 1967-м… в 1966-м или 1967-м у меня начались проблемы с желчным пузырем, гепатит. Все тело пожелтело. Позже я шутил, что в то время я стал «живым Буддой». Все тело желтое, сам – желтый и ногти желтые. И тогда тибетский врач, а также врач-аллопат посоветовали мне есть мясо. Так я вернулся к привычной пище.
Но при этом сейчас во всех наших монастырях на юге Индии, а также в Намгьяле и на нашей общей кухне готовят только вегетарианскую пищу.
В монастырях на юге Индии численность монахов составляет 3000-4000 человек в каждом, и всем им готовят вегетарианскую пищу. Также в других странах я был в буддийских центрах и всегда об этом спрашивал. Везде все по-разному. Но в торжественных случаях еда должна быть вегетарианской. А постоянное ее употребление ведет к проблемам желчного пузыря и, в конце концов, к операции. Вот в чем подоплека. Что касается меня, мясо ем один или два раза в неделю, остальное время – вегетарианскую пищу. Я пытался стать вегетарианцем, но еще сложно. Несомненно, полезно знать всю подноготную данного вопроса.