Вегетарианство и веганство ставят своей целью этичный образ жизни. Какие же трудности и сюрпризы ждут нас на этом пути? Корреспондент крупнейшей британской газеты «The Guardian» Лео Хикман провел целый год, живя со своей семьей максимально этично, причем не только в плане диеты, а сразу по трем пунктам: еда, влияние образа жизни на окружающую среду и зависимость от мега-корпораций.
Эксперимент обещал быть тем интереснее, так как у Лео есть жена и трое детей дошкольного возраста – все они были встревожены и заинтригованы тем экспериментом, на который подписался отец семейства (и волей-неволей тоже приняли в нем участие)!
Сразу можно сказать, что Лео удалось воплотить задуманное, хотя, конечно, тут нет какого-то определенного показателя «успеха» или «неудачи», ведь этичности в образе жизни, по большому счету, много не бывает! Главное, что оглядываясь назад на год эксперимента, Лео ни о чем не жалеет – и до известной степени ему удалось сохранить и сейчас тот стандарт, тот образ жизни, который был принят им с целью исследования, на время эксперимента.
За год «этичной жизни» Лео написал книгу «Обнаженная жизнь», основная идея которой в том, как парадоксально, что хотя возможность жить этично существует, и все необходимое прямо у нас под носом, все же большинство выбирает жизнь неэтичную, в силу своей косности и лени. В то же время, Лео отмечает, что в последние годы общество стало уделять больше внимания вторичной переработке, стало больше вегетарианских продуктов и некоторые важные моменты веганского питания (например, получение еженедельных «фермерских корзин») решать стало гораздо легче.
Итак, когда перед Лео встала задача начать питаться этично, жить с минимальным вредом для биосферы, и по возможности выйти из-под «колпака» крупных корпораций и торговых сетей. За жизнью Лео и его семьи наблюдали три независимых эксперта по экологии и правильному питанию, которые отмечали его успехи и неудачи, а также консультировали всю семью по наиболее сложным вопросам.
Первая задача, которую решил Лео – начать питаться с минимальным ущербом для окружающей среды, и в том числе приобретать только те продукты, которые не подразумевают большого количества «продуктовых миль». Для тех, кто не в курсе – термин «продуктовая миля» означает число миль (или километров), на которые продукт пришлось транспортировать от сада-огорода производителя до вашего дома. Это, в первую очередь, означает, что самый этичный овощ или фрукт – выращенный как можно ближе от вашего дома, и уж конечно в вашей стране, а не где-то в Испании или Греции, т.к. транспортировка еды означает выхлопы в атмосферу.
Лео обнаружил, что если покупать еду в ближайшем супермаркете, весьма сложно минимизировать использование пищевой упаковки, пищевые отходы, а также исключить пищу, выращенную с применением пестицидов, и вообще, супермаркеты не дают коммерчески развиваться мелким фермерским хозяйствам. Эти проблемы Лео удалось решив, заказав доставку сезонных местных фермерских овощей и фруктов прямо на дом. Таким образом, семье удалось стать независимой от супермаркета, сократить использование продуктовой упаковки (в супермаркетах все по несколько раз завернуто в целлофан!), начать питаться сезонно и поддержать местных фермеров.
C экологичным транспортом семье Хикманов тоже пришлось сложнее. В начале эксперимента они жили в Лондоне, и перемещались на метро, автобусах, поездах и велосипедах. Но когда они переехали в Корнуолл (ландшафт которого не располагает перемещаться на велосипеде), волей-неволей пришлось купить автомобиль. После долгих раздумий семья выбрала наиболее экологичную (по сравнению с бензином и дизелем) альтернативу – авто с двигателем на сжиженном углеводородном газе.
Посоветовавшись с другим семьями, ведущими этичный образ жизни, они сочли электрокар слишком дорогим и неудобным. Лео считает, что автомобиль на газу – самый практичный, экономичный и одновременно умеренно экологичный вид транспорта для городской и сельской жизни.
Что же касается финансов, то подсчитав в конце года свои расходы, Лео прикинул, что примерно столько же денег у него уходило и на обычную, не «экспериментальную», жизнь, но при этом траты распределились по-другому. Самой большой статьей расходов стала покупка фермерских продуктовых корзин (в то время как питаться «пластиковыми» овощами и фруктами из супермаркета заметно дешевле), а самой большой экономией – решение использовать тряпичные пеленки вместо одноразовых памперсов для младшей дочери.