Индия находится в разгаре своего роды войны — война за потребление яиц. Есть, или не есть. На самом деле, вопрос относится к тому, должно ли правительство страны снабжать бедных, страдающих от недоедания детей бесплатными яйцами.
Всё началось с того, что Шиврадж Чоухан, министр штата Мадхья-Прадеш, отстранил предложение о предоставлении бесплатных яиц в Государственный центр дневного ухода в некоторых районах штата.
«Эти районы имеют высокий показатель недоедания. - говорит Сачин Джейн, местный активист по защите прав на питания, - Замысел предложения состоял в том, чтобы восполнить недостаток белка с помощью....яиц».
Такое заявление не убедило Чоухана. Как сообщили индийские газеты, он публично пообещал не допустить обеспечения бесплатными яйцами до тех пор, пока он является министром штата. Откуда такое яростное сопротивление? Всё дело в том, что местное (религиозное) сообщество Джейнов, которое является строго вегетарианским и имеет сильный авторитет в штате, ранее уже помешало внедрению бесплатных яиц в рацион Центра дневного ухода и школ. Шиврадж Чоузан — представитель высшей касты религии Хинду и, с недавних пор, вегетарианец.
Мадхья-Прадеш является преимущественно вегетарианским штатом, наряду с некоторыми другими, такими как Карнатака, Раджастан и Гуджарат. В течение многих лет, политически активные вегетарианцы не допускают яйца в рационе школьных обедов и дневных стационаров.
Но вот в чём дело: несмотря на то, что жители этих штатов являются вегетарианцами, бедные, страдающие от голода люди, — как правило, нет. «Они бы съели яйца и всё что угодно, если бы только могли себе позволить купить их», — говорит Дипа Синха, экономист Центра Эмиссионных Исследований в Нью-Дели и эксперт по программам школьного и дошкольного питания в Индии.
Программа бесплатных школьных обедов в Индии затрагивает около 120 миллионов беднейших индийских детей, дневные стационары так же содержат миллионы детей младшего возраста. Таким образом, вопрос обеспечения бесплатными яйцами не представляется чем-то тривиальным.
Священные писания религии Хинду предполагают определённые понятия чистоты людей, принадлежащих к высшим кастам. Синха поясняет: «Вы не можете использовать ложку, если ею пользуется кто-то другой. Вы не можете сидеть рядом с тем, кто ест мясо. Вы не можете есть пищу, приготовленную человеком, который ест мясо. Они считают себя доминирующим слоем и готовы навязать это кому угодно».
Недавний запрет на убой быков и буйволов в соседнем штате Махараштра так же отражает всё вышесказанное. В то время, как большинство индусов не едят говядину, индусы, принадлежащие к низшим кастам, в том числе далиты (самая низкая каста в иерархии), полагаются на мясо, как на источник белка.
Некоторые штаты уже включили в бесплатные обеды яйца. Синха вспоминает случай, когда она посетила школу в южном штате Андхра-Прадеш, с целью контроля программы школьных обедов. Штат лишь недавно запустил программу включения яиц в рацион. Одна из школ поставила коробку, в которую ученики оставляли жалобы и предложения о школьной еде. «Мы открыли коробку, одно из писем было от девочки из 4 класса, — вспоминает Синха, — То была девушка касты Далитов, она написала: «Спасибо вам большое. Я впервые в жизни скушала яйцо».
Молоко, являясь хорошей альтернативой яйцам для вегетарианцев, сопряжено с большим количеством противоречий. Оно зачастую разбавляется поставщиками и легко загрязняется. Кроме того, его хранение и перевозка требует более развитую инфраструктуру, чем та, что имеется в отдалённых сельских районах Индии.
«Я — вегетарианка, — говорит Джейн, — в жизни не притрагивалась к яйцу. Но я имею возможность получать белок и жиры из других источников, таких как гхи (топлёное масло) и молоко. Бедные люди такой возможности не имеют, они не могут этого себе позволить. И в таком случае, яйца становятся для них решением».
«Мы все ещё имеем большую проблему недостатка еды.— сообщает Дипа Синха, — Каждый третий ребёнок в Индии недоедает».