В рамках крупнейшего в России форума «ПродЭкспо», где люди со всех уголков мира заключают договоры о сотрудничестве и развитии, открылся сектор органической продукции. Чтобы дать производителям понять, как устроена эта относительно новая ниша, какие у нее перспективы и планы на будущее, прошла конференция «Органик в ритейле». Ее организатор — журнал LookBio, который уже 6 лет занимается темой органики, — пригласил на конференцию нашу редакцию. Мы повзаимодействовали с био-производителями и узнали, чем дышит органический рынок сегодня.
Что значит органический?
Начнем с того, что большинство на этот базовый вопрос не знают ответа. Органические продукты — это не обязательно яблоки, выращенные в пышных садах Новой Зеландии, и не обязательно бытовая химия, сделанная из банановой кожуры. Органический — это сертифицированный, промаркированный специальными значками продукт. Чтобы на нем поставить такие значки, нужно очень постараться. Не использовать пестициды, гербициды, протравливание семян. Не содержать животных в стойлах круглый год. Не применять генетически модифицированные организмы. Не добавлять искусственных ароматизаторов и не соответствующих стандартам красители. Не использовать многослойную упаковку. Не высаживать семена на почве с нефтепродуктами. Систематически проводить лабораторные испытания. Разделять отходы на фракции. И так далее.
Требований очень много, однако в настоящее время единого международного стандарта, как производить биопродукты, пока не существует. Чтобы подтвердить органичность своих помидоров, производители разных стран должны следовать разным нормам. Что очень затрудняет международную торговлю. Несмотря на это, участники авантюры по экологизации своего производства уже давно выработали общие требования: не навредить здоровью человека и уменьшить нагрузку на окружающую среду. И следуя этим принципам, экомаркировку они получают значительно быстрее.
Кто следит за соблюдением норм?
Экомаркировку может присваивать только независимая компетентная организация, признанная на международном уровне. Ее работа регулируется международной организацией по стандартизации (ИСО). Она выделяет три типа маркировки и, исходя из своих критериев, объединяет национальные экознаки в GEN — Всемирную ассоциацию экомаркировки.
Проверка производства и продукции может длиться от двух месяцев до года и обязательно включает в себя лабораторные испытания и выезд экспертов. Они оценивают товар по строгим стандартам и выносят решение-быть продукту маркированным или нет. Если ответ положительный, то эта косметика, игрушки или электроника получают свой знак, а через какое-то время его подтверждают.
Огромную роль в регулировании всех вопросов с экомаркировками играет IFOAM — международная организация. В 100 странах мира она объединила 700 организаций-участников и сформулировала «Базовые стандарты», по которым сегодня живут органик-производители.
Как отличить органический продукт от неорганического?
Сейчас в магазине все «био» и 100% «эко». Но вы же знаете, что эти слова на упаковке с майонезом — только маркетинговый ход. В органической среде он называется гринвошингом или зеленым отмыванием — демонстрацией желаемого за действительное. Недобросовестный производитель пишет «органик», не имея на это никаких оснований, а так же ставит свои маркировки, частично видоизменяя официально существующие и при этом оставаясь в рамках закона. Чтобы не попасться в сети таких производителей, важно знать, как все-таки выглядят маркировки, подтверждающие, что продукт прошел сертификацию и может считаться органическим. Оригинальных знаков органических продуктов много. Но для начала запомните, как выглядят основные: Евролист и Листок жизни. У знака Евролист обязательно должен быть код, по которому можно найти компанию-сертификатора, а на ее сайте — производителя и продукт. У Листка жизни такого кода нет. Но информацию об обладателях сертификата можно найти на сайте «Экологического союза».
К сожалению, многие ленятся просто прочитать состав джема или хлебцев, уже не говоря о том, чтобы рассматривать код под экомаркировкой. Это связано с очень низкой информированностью. Органические компании не проводят больших рекламных акций, государство не заинтересовано в продвижении такого узкого сегмента. Но это не значит, что свою подкованность в этом вопросе не нужно развивать. Несмотря на то, что все больше и больше появляется товаров на полках, органическая тема достаточно константна и все сведения находятся в открытом доступе. Не забывайте, что выбирая продукцию с экомаркировкой, вы поддерживаете экологически ответственного производителя.
В чем проблема органического рынка?
Проблема заключается в большой энергозатратности. Мы уже сказали, как много существует требований, чтобы пройти органик-сертификацию. Более того срок действия сертификата составляет всего 18 месяцев. Далее он обновляется, но только по результатам ежегодной инспекции.
Очень важно понимать, что потребительская безответственность ведет к еще большей безответственности производителей. И если покупатель ведется на зеленые несуществующие кружочки «био», то нет никакой необходимости перестраивать свое производство и делать его органическим. Только спрос на такую продукцию может заставить производителей пересмотреть свои принципы. Ведь производить органическую продукцию важно не только для получения прибыли, но и для увеличения количества здорового населения.
Что происходит в России?
О тенденциях развития российских органик-компаний очень много говорили на конференции. Сергей Воданюк, член «Союза органических фермеров Кубани», заявил, что «заниматься органическим производствам сейчас не выгодно. Оборот пестицидов никем не регулируется. Синонимичность слов «органический» и «биологический» до сих пор не равны».
Однако в августе 2018 года уже был подписал закон, регламентирующий производство органической продукции. Документ закрепит понятия «органическая продукция», «производители органической продукции» и «органическое сельское хозяйство». С 1 января 2020 года будут введены новые нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации продуктов. Значит ли это, что в России исчезнет гринвошинг? Пока не ясно.
Но статистика показывает, что число продукции с экомаркировками, которые признаны на международном уровне только растет. И кроме уже упомянутого «Листка жизни» все чаще можно увидеть «Голубого Ангела» (Германия), «Европейский цветок» (страны ЕвроСоюза), «Северного лебедя» (страны Скандинавии) и многие другие.
Карина Власова