Слова «вегетарианец» и «мясник» редко услышишь вместе ввиду противоречия значений. Но нидерландца Джаапа Кортевега, основателя бренда The Vegetarian Butcher (перевод с англ. – вегетарианский мясник), таким оксюмороном не напугаешь! Потомственный мясник, он возглавляет инновационную, признанную наградами компанию-производитель мясных альтернатив.
Для мясника в девятом поколении будущее кажется вполне очевидным: продолжение успешного семейного бизнеса. Так думал и он сам, пока вспышка свиной лихорадки не заставила полностью пересмотреть его отношению к мясу в 1998 году. Когда ему предложили тысячу убитых туш на хранение, Джаап испытал что-то вроде прозрения. Именно тогда появилось слишком чёткое осознание того, что будь это скотоводство органическим\кошерным\гуманным и так далее, все животные попадают в одно и то же место - бойню. «Я захотел создавать продукты, вкус которых напоминал бы мясо, - говорит Джаап, - Люди очень любят вкус мяса. Если бы не этот вкус, вегетарианцев было бы куда больше. Но помимо вкуса, люди психологически зависимы от мяса. И если мы хотим решить вопрос защиты животных, важно дать людям тот вкус, который они хотят ощущать».
Джаап признаёт, что не все вегетарианцы желают есть мясозаменители. Однако его вдохновляет возможность помочь тем, кто находится на пути к отказу от животных продуктов и испытывает в этом некоторые сложности. Ассортимент его магазина широк, но фаворитами среди покупателей являются «говяжьи» бургеры и немецкая «колбаса» на гриле. Помимо вегетаринаского фастфуда, в The Vegetarian Butcher можно приобрести королевские креветки из конняку (азиатское растение), растительный тунец и пугающе реалистичный фарш из сои для приготовления фрикаделек и различных «мясных» начинок. Салат из «угря» был признан продуктом года на конкурсе «Вкус Нидерландов» в 2012 году, а вегетарианские «куриные» кусочки завоевали восхитительную оценку как вкуса, так и питательной ценности Голландской потребительской ассоциацией. Компания так же производит небольшое наименование не связанных с животными продуктов, как то веганские крокеты с кремовой начинкой, веганские спринг роллы и лапшичные котлеты. Джаап активно работает с такими бизнес партнёрами, как Нико Кофеман и шеф-повар Пол Бом для разработки новых продуктов. «Изготавливая новый продукт, я не привлекаю сторонних дегустаторов или фокус-группу для тестирования. Благодаря собственному опыту, я знаю, каким вкусом и текстурой должен обладать тот или иной мясной заменитель».
С самого начала, The Vegetarian Butcher получает немало поддержки. Бренд особенно уважается за направленность на мясоедов, стремящихся изменить рацион, нежели уже полноценных вегетарианцев. Из доклада The New York Times: «Зачем использовать курицу в качестве машины для производства мяса, если можно использовать машину для производства мяса, которое кажется куриным?».
Заходя наперёд и стремясь удовлетворить растущий спрос, компания планирует открыть новый крупный завод в городе Бреда на юге Нидерландов. В октябре 2015 года компания предложила облигации нового завода, что увеличило объём инвестиций до 2,5 миллиона евро за три недели. Инвестиции были сделаны в форме облигаций, срок погашения которых истекает через 7 лет с процентной ставкой 5%. По словам Джаапа, количество людей, заинтересовавшихся в финансировании нового завода, является залогом интереса к устойчивому развитию мясных альтернатив.
Несмотря на существующий тренд и развитие данной ниши, Джаап стремится быть самым крупным и лучшим игроком на рынке, распространяя свою продукцию вегетарианского «мяса» по всему миру. Амбициозно? Возможно, но мотивации и целеустремлённости Джаапа Кортевега можно только позавидовать.