Если у вас ощущение, что вы оторваны от самого себя, или если у вас не получается оценить по достоинству свою жизнь, значит, у вас есть всё, чтобы практиковать медитацию.
Фабрис Мидаль
Западные люди всегда чувствовали интерес к духовной культуре Востока. Почему нас привлекает образ тибетских монахов, неподвижно сидящих в позе лотоса с блаженной улыбкой на лице? Или японский Дзен, или восприятие мира «таким, какой он есть»? Не потому ли, что мы не знаем как остановится в нашем сумасшедшем ритме жизни, наполняющим нас скорее стрессами, чем опытом? Не потому ли, что, задыхаясь от собственной интеллектуальности, мы видим реальность через тысячи призм мнений и концепций?
За последние сто лет стало очевидно, что западный мир нуждается в глубоких преобразованиях. Философы бьют тревогу, призывая людей обратиться к своей собственной сути, от которой они отрезаны идеологиями и доктринами, вернуться из мира абстрактного (где большинство из нас пребывает постоянно) к опыту реальной жизни. И всё больше исследователей видят спасение для Запада в традициях Востока, сравнивая даже их значение для современного западного мира с открытием греческого наследия во времена европейского Ренессанса.
Одно из самых загадочных и самых мощных завоеваний Востока – это практика медитации. С момента своего появления в светском виде в Европе и Америке в середине XX века она стала предметом более тысячи научных исследований. Но может ли эта «чудо-техника» быть правильно понятой, востребованной или даже необходимой западным людям? Современный французский доктор философии, писатель и создатель «Западной школы медитации» Фабрис Мидаль считает медитацию ценным сокровищем и (возможно) единственным путём для развития Запада. В своей книге «Практика медитации» (Pratique de la meditation, Le Live de Poche, 2015) он делится сутью своего преподавания техники.
Чудо – вокруг нас
Практика медитации – это вовсе не что-то особое, мистическое и запредельное, как объясняет Мидаль. Медитативное состояние можно выразить в двух словах: «быть здесь». И переживать этот опыт присутствия в настоящем приходилось в жизни нам всем.
Случалось ли вам замереть перед прекрасной картиной, пораженным ощущением присутствия, которое из нее исходит? Или, слушая музыку, не приходилось ли вам испытывать опыт настоящего, открытого и живого, способного затронуть вас до глубины души? А когда вы находитесь рядом с близким человеком, которого вы любите, не останавливается ли для вас время? Не кажется ли нам в эти моменты всё то, что нас окружает, беспредельно верным и настоящим?
Это и есть медитация: научиться находить состояние присутствия, какими бы ни были обстоятельства вокруг, избавляясь от всего того, что сужает полноту настоящего момента в наших глазах.
Практиковать медитацию в её чистом виде поразительно просто. Это не упражнение на релаксацию, не молитва и не размышление (хотя часто медитацию воспринимают именно под этими образами).
Всё, что вам нужно сделать – это выгадать тихий момент, сесть в удобной позе с прямой спиной (на коврик или на стул), прикрыть веки, расслабиться и… наблюдать.
- Наблюдайте всю полноту ваших пяти чувств, и всех ощущений в теле. Температуру воздуха, запахи, звуки, прикосновения одежды…
- Наблюдайте ваше дыхание, каждый вдох и выдох, не пытаясь его контролировать, а просто следя как входит и выходит воздух.
- Наблюдайте эмоции (если они есть). Не старайтесь успокоить их. Просто смотрите со стороны на их пульсацию в вашем существе.
- Следите за протекающими в голове мыслями. Без комментариев, просто наблюдайте, и после каждой новой – возвращайтесь к дыханию, к ощущениям в теле, к пространству вокруг вас.
- Оставайтесь одновременно внимательными и расслабленными.
Проведите в этом спокойном созерцании настоящего момента во всей его широте 10-20 минут.
Праздновать настоящий момент
«Весь мир театр, а люди в нем актеры»: мы живем по этим шекспировским словам и страдаем от такой жизни. Чтобы соответствовать той или иной роли в семье и обществе, нам приходится надевать маски, которые нам часто не соответствуют, выглядеть и вести себя так, как того хотят кем-то придуманные порядки и установки. Мы выдаем себя за сильных, лишенных недостатков, почти идеальных людей. А какие мы на самом деле? Медитация ласково и непринужденно отравляет нас к нашей недостаточности, преподнося потрясающий урок смирения. В медитации мы принимаем себя, и вместо разочарования к нам приходит настоящее облегчение: «Я такой, какой я есть, со всеми моими слабостями»… Нам больше не нужно защищаться и притворяться. Вот она – настоящая радость!
Другое важный подарок медитации – она учит нас ценить настоящий момент. Всем известно, что люди ищут ответы на свои вопросы в прошлом или будущем. Наша большая ошибка – считать, что мысленно возвращаясь к одной и той же проблеме, мы приближаемся к её решению. Например, волнуясь перед важной событием, мы беспрестанно прокручиваем в голове все его возможные сценарии. Это ни в коем случае не облегчает ситуацию, а наоборот – все больше сковывает нас. Медитация же объясняет, что только открывшись настоящему моменту, мы найдем желанный ответ, который придет исходя именно из этой ситуации, и будет поэтому самым точным.
Так мы можем оценить красоту каждого мгновения: пить ароматный чай из чашки, слушать голос любимого человека, любоваться луной, мелькающей в облаках… В медитации мы понимаем, что даже маленькие вещи имеют значение.
А как быть в кризисной ситуации, в момент конфликта, напряжения и стресса? Нам, западным людям, знакомы два пути. Первый – излить себя. Мы кричим, хлопаем дверьми, бьем посуду… Существуют множество психологических тренингов, позволяющих разом освободиться от скопленных эмоций. Второй подход – ничего не говорить, чтобы никого не стеснить. Это «владение собой» английского джентельмена.
Медитация предлагает третий путь: осторожно опустить себя в центр конфликта. Просто открыться тому, что есть, не отвергая и не принимая, а просто наблюдая ситуацию со стороны. Без суждений и движений дать ей возможность быть. Таким образом мы открываем наше сердце и наш разум, которые освещают нам выход из проблемы…
Текучий мир
Иногда нам случается испытывать чувство неполноценности нашей жизни. Депрессия или просто плохое настроение соответствуют этому ощущению: не существовать по-настоящему. В медитации мы даём себе право просто быть. Жить для жизни, без других целей и смыслов. Это и есть настоящий секрет практики: остановить привычную и беспрестанную идентификацию себя с какими бы то ни было характеристиками: «отец семейства», «работник компании», «уважаемый человек» или «жертва несправедливостей». Вместо этого почувствовать подлинный смысл существования, который не зависит ни от какой идентификации. Перед тем, как быть отцом или работником, – просто быть.
Медитации учит жить без страхов. Чего мы боимся? Моментов неуверенности, ситуаций, к которым мы не готовы. В ежедневной спешке, когда мы на автопилоте решаем проблемы и строим планы, вдруг остановиться и погрузиться в правду момента, без единой привычной точки опоры – вот что вызывает страх. Но еще пару минут спокойного внимания – и настоящий момент больше не пугает, а неуверенность больше не тревожит нас. Медитация отрывает страх от его корня.
Практикуя медитацию, одна из первых вещей, которую мы понимаем, – это подвижность всего, что происходит вокруг нас. Мы живем в «текучем мире», следуя прекрасному японскому термину, приобретая и теряя: друзей, жилище, работу, болезни… Даже наши ощущения, мысли и эмоции беспрестанно приходят, проходят сквозь нас и снова исчезают. Но люди стараются жить так, как будто все остается неизменным и прочным, они привязывают себя к своей личности, к своим чувствам, к окружающему их миру. Хотя подлинная мудрость заключается в хрупкости всего сущего и в нашей возможности расслабиться в этой незащищенности и зыбкости, присущих бытию. Так давайте же доверимся миру, не потому что он идеален и стабилен, а потому что мы двигаемся вместе с ним в едином бесконечном танце, в котором нет борьбы…
Не попасть в ловушку
Несколько предрассудков западного человека относительно практики медитации.
«Медитация – это религиозная практика»
Каждая религия предлагает свод строгих правил, запрещая или позволяя той или иной поступок. В медитации же мы не обязаны следовать никакому особенному поведению, никакой догме и никакому верованию. Медитация приглашает нас скорее открыть самого себя, и действовать исходя из собственного глубинного фундамента.
«Медитация позволяет улучшить самочувствие»
Если вы ищите в медитации чувство благополучия, вы на неверной дороге, потому что на первом же ощущении дискомфорта вы откажитесь от практики. На самом деле медитация позволяет культивировать то, что Ницше называет «великим здоровьем»: не способность уничтожить все тяготы нашей жизни, а умение переоценить их и существовать с той болью, которую мы не можем побороть.
«Медитация – это релаксация»
Если вы хотите расслабиться и избавиться от стресса, вы можете использовать множество техник релаксации: упражнения с дыханием, растяжки, ванна с эфирными маслами… Медитация же учит нас не снижать давление, а с точностью прочувствовать его. Медитация это не «мини-отпуск», в ней мы стремимся не изменить свой опыт, а быть внимательным к нему.
«Медитация – это уход от реальности»
Нам в голову могут прийти самые невероятные идеи, когда мы видим изображения медитирующих людей в журналах или в интернете: закатанные глаза, эфемерный отсутствующий вид. Мы говорим : «Ушел в астрал». Но на самом деле в этих образах нет ничего общего с медитацией, чей смысл не уйти от реальности, а наоборот – открыто присутствовать в том, что есть.
«Медитация очищает голову от мыслей»
Наш разум – живой и дышащий, как океан, который может волноваться или быть спокойным. А мысли и эмоции – это волны на поверхности океана. Как можно отделить волны от океана? Это одно. Задерживая спокойное внимание на мыслях и эмоциях, медитация ставит себе целью не очистить разум, а приручить его, научиться не бороться с ним.
«Восточная практика – для восточных людей»
Техника медитации изначально появилась в Индии. Но удивителен тот факт, что её традиция перешла не в Европу, чьи языки имели общие корни с индийскими, также происходящими из древнего санскрита, а в Китай, с его абсолютно другой, иероглифической письменностью. Этот феномен можно сравнить с появлением на Западе христианства, родившегося на Среднем Востоке. Как бы то ни было, медитация касается нас всех, потому что она затрагивает нечто абсолютно правдивое и сущностное для всего человечества и для всех духовных традиций. Она позволяет утвердить, просто и без усилий, то, что есть здесь и сейчас. В ней нет ничего чуждого или экзотического: медитация – это сама жизнь.
Даёшь медитацию на Западе!
В наши дни медитация в её светском виде становится всё более популярной и востребованной. Она находит свое место в школах, больницах, тюрьмах и в повседневной жизни многих людей. Но последним важным свершением для её полного принятия на Западе станет, пожалуй, её окончательное отделение в наших умах от экзотических культурных элементов и религиозных верований. В этом процессе ассимиляции активно участвуют современные наука и искусство.
Феноменология позволяет понять важность и необходимость медитативного открытия миру для западных людей для обретения нами целостной жизни и наконец выходу из сферы теорий, где мы без конца блуждаем.
Психотерапия открывает в медитации ценную помощь в работе с переживаниями современных людей. Труд ученых доказывает, что медитация имеет определенные терапевтические эффекты (снижение стресса, улучшение качества жизни и т.д.) и что она является не бесполезным изобретением мистиков, а вполне конкретным способом работы с телом, эмоциями и разумом.
Современное искусство же, от Клода Дебюсси до Джона Кейджа, от Клода Моне до Сэма Френсиса, позволяет нам лучше оценить поэтичность и широту настоящего момента, которые мы открываем практикуя.
Итак, практика медитации шагает по планете, становясь то модным лейблом на обложках, то панацеей от всех бед в блогах, то являя собой источник религиозных или научных споров. Главное же для тех, кто хочет открыть для себя эту технику и, может быть, даже сделать её частью своего быта, – это забыть всё, что вы знаете и умеете, во что вы верите и о чём вы спорите, и посмотреть на окружающий мир чистыми и любопытными глазами ребенка. И тогда настоящее предстанет перед вами во всей своей широте, во всём своём великолепии, очищая ваше сознание и освещая дорогу жизни.