В минувшие выходные в парке Музеон Greenpeace отметил свое 25-летие под девизом – Воздушный день рождения. Организация рассказала о победах, достигнутых за четверть века, а также поделилась своими планами. Корреспондент Vegetarian не только прослушал проходящие в эти дни лекции, но и задал пару вопросов директору Greenpeace International Банни Макдайармид.
Несмотря на практически конец сентября, природа все два дня создавала хорошие условия для празднования тем, кто борется за ее сохранение. В самом начале мероприятия выступили представители организации. Директор Greenpeace International Банни Макдайармид вместе с главой ассоциации «Доктора против дизеля» Джонатаном Григгом представили новый проект #ГринписВоздух. Докладчики сделали акцент на том, что главным источником загрязнения воздуха в городах являются выхлопные газы, особенно от дизельного транспорта.
По данным Greenpeace России, от 80 до 140 тысяч смертей ежегодно происходит от болезней, которые вызваны загрязнением воздуха. А если брать Москву, то таких случаев, по данным профессора Бориса Ревича, от 5 до 7 тысяч в год.
Практически весь автобусный общественный транспорт передвигается на дизельном топливе. Но при этом есть и экологически чистый электрический транспорт: метро, трамваи и троллейбусы. Поэтому всем городам, в которых будет проходить Чемпионат мира по футболу, Greenpeace предлагает перейти на электрический общественный транспорт. Для того, чтобы стимулировать это решение, Greenpeace запустил петицию, и все неравнодушные к чистоте воздуха смогли ее подписать. Такое, казалось бы, простое и быстрое действие сегодня может привести к значительному очищению атмосферы в будущем.
Корреспондент Vegetarian, пользуясь случаем, задал несколько вопросов Банни Макдайармид.
В каких странах ведется перевод общественного транспорта на электрический и сколько это времени занимает?
В мире сейчас много таких инициатив: в Финляндии, Франции, Германии. Это, конечно, стоит денег, но, если мы оставим все как есть, экологический след будет намного выше. И в итоге обойдется дороже.
Какие, на ваш взгляд, могут быть самые большие трудности в такой реформе транспорта?
Главный барьер в принятии решения, а когда оно принято, мы уже сможем со всем справиться. Уже сейчас города, которые внедряют это решение, постоянно общаются и информационно помогают друг другу.
Как вам кажется, сколько времени может понадобиться Москве, чтобы перейти на электрический транспорт полностью?
Не могу точно сказать, очень много вещей на это влияет. Некоторые проекты в Москве реализуются быстро, поэтому такие изменения тоже могут быстро произойти. В России уже многое сделано, поэтому страна вполне может реализовать этот проект.
Один из павильонов давал возможность любому человеку также внести вклад в восстановление лесов России. В нем был организован сбор желудей и обучение тому, как правильно их отобрать для будущей посадки. Из желудей волонтеры выращивают саженцы для посадки в смешанных лесах в разных уголках нашей страны. Важность этих лесов трудно переоценить, потому что они наиболее устойчивы к пожарам и болезням.
На главной сцене от начала и до конца мероприятия играла музыка. За день выступили несколько музыкальных групп и диджеев: акапельное трио JukeBox Trio, коллектив школы DrumTrain с барабанами, диджеи Карина Истомина и Маша Цигаль, электропоп-группа Tesla Boy, а также уличный театр Tall Brothers. Громкое звуки басов в центре Музеона разносились на бȯльшую часть парка, как бы крича о том, что здесь празднует свое 25-летие кто-то веселый и позитивный.
В течение всего дня на двух лекторских площадках проходили лекции и мастер-классы, которые привлекали много людей. Большинство лекторов рассказывали о вреде дизельного автотранспорта и об альтернативах ему: о том, как передвигаться на велосипедах и самокатах, о том, что люди могут влиять на правительство, чтобы велосипедное движение становилось более удобным. Потому что в силах администрации строить велодорожки, устраивать стоянки для них и еще многое другое. Лекторы вдохновляли своим примером. Например, Луиза Нестерова и Полина Малышева всерьез используют двухколесный транспорт как средство передвижения по городу.
На лекциях также учили вести себя экологично в быту, развенчивали мифы. Были и активные формы времяпрепровождения – квесты, которые собрали родителей и детей, чтобы в игровой форме представить им ценности Greenpeace, научить защищать природу и жить экологично.
Игорь Кобыляцкий