Не так давно Елизавета Шумунова и Андрей Исаков создали проект, в котором выразили свой главный жизненный принцип – ненасилие. Суть проекта такова: ребята создают футболки собственного дизайна с изображением известной личности-вегетарианца и его цитатой об этичном образе жизни. Проект получил название «S.E.A», что в переводе означает «Stop Eating(Experimenting, Explotation) Animals». О том, каким образом ребята пришли к вегетарианству, о жизненной философии этой пары, а также об их интересном проекте нам рассказала Елизавета.
«У нас дома всегда были животные, в большинстве своем – подобранные с улицы. Любовь ко всему живому привита мне мамой с детства. Тем не менее, распространенной системы питания с наличием в ней продуктов животного происхождения миновать не удалось. Опробовав метод так называемого постепенного отказа от мяса, для себя поняла – не работает.
Поэтому в один из дней 2011 года день я решила «бросать» все и сразу. И мне это без труда удалось. Из рациона исчезли желатин, кармин, лецитин, не говоря уже о мясе, рыбе и яйцах. Все это с пользой заменилось тофу, нутом, чечевицей, агаром, аюрведическими специями, спирулиной и другими суперфудами. Вкусовые ощущения стали яркими, появилась легкость и гармония.
О срывах не могло быть и речи: попробовав разнообразную вегетарианскую и ведическую кухню, лишенную страданий и щедро сдобренную любовью, назад возвращаться совсем не хочется.
Вегетарианство для меня не просто система питания. Я не ношу натуральный мех, кожу, избегаю косметики и парфюмерии, тестируемой на животных. Тех же позиций придерживается и мой супруг.
Кстати, на момент нашего знакомства Андрей вегетарианцем не был. Однако, признавшись, что с детства не любит мясо, сразу заинтересовался моей позицией. Его переход на вегетарианство был абсолютно самостоятельным решением, я послужила лишь вдохновителем, скупым на агитационные реплики. Ему хватило пары недель, чтобы изучить вопрос со всех сторон и отказаться от продуктов животного происхождения. Я считаю, что навязать мужчине идею вегетарианства неневозможно, он может придти к этому только по собственной инициативе, а вот укрепление его позиций на этом пути – задача женщины.
При переходе на вегетарианство важно понимать, что это не имеет ничего общего с потерями и лишениями, и речь здесь не только о системе питания. Важна внутренняя убежденность. Сейчас можно заказать веганское питание в самолетах, найти достойные вещи и обувь, в том числе премиум-класса, из этичных материалов. А если чего-то не достает, создать это самим. Наш проект возник совершенно случайно, и он не задумывался как коммерческий.
Как правило, все самое лучше получается в том случае, если мы делаем это так, как сделали бы для самих себя, уж такова сила человеческого эго. Я долго искала в Сети что-то подобное, но находила далеко не то, что хотелось. В единичном экземпляре произвести дизайнерскую вещь фабричного качества довольно затруднительно. И мы подумали, а почему бы не создать футболки не только для себя, а еще и для таких, как мы. Идеи рождались сами собой, соединяясь в единое целое. Были разработаны эксклюзивные лекала и принты, подобрана ткань определенного оттенка и состава. В качестве метода нанесения принта была избрана шелкография. Отличие этого вида печати в том, что изображение наносится на ткань при помощи трафаретной печатной формы. В течение нескольких месяцев мы буквально «дышали» этой идеей. Могу сказать, что получилось именно то, что задумывалось. И особенно приятно, что результат нравится нашим единомышленникам.
Основная идея нашего проекта – ахимса. Персонажей для принтов мы выбираем, руководствуясь не только собственными предпочтениями. Нам важно, чтобы «герой» был вегетарианцем по морально-этическим соображениям, а не потому, что «врач прописал». Отмечу, что футболки S.E.A. – не инструмент пропаганды вегетарианства, такой задачи изначально не стояло, мы просто создали то, что нам нравится. Наши футболки уже носят в большинстве городов России, Америке и Великобритании. Могу отметить, что интерес к ним проявляют и те, кто не является веганом или вегетарианцем. Кому-то просто нравится принт, а кто-то чувствует внутреннюю потребность хоть чуточку помочь животным в приютах. Хочется верить, что однажды цитата на футболке станет отражением жизненной позиции хотя бы одного из них.
Не скорою, в конечном счёте проект вышел еще более дорогостоящим, чем планировалось. S.E.A. – не источник дохода, высокая себестоимость продукта в тандеме с желанием помогать животным сделали его полностью благотворительным. Но скажу честно, каждый добрый отзыв о проекте вызывает у меня такую радость, на сияющем фоне которой узкая направленность продукта и его коммерческая нерентабельность представляются чем-то и вовсе незначительным.
Продумывая концепцию, мы сразу решили, что проект будет иметь благотворительную основу. Часть средств от проданной футболки идет на помощь животным в приютах. Эта та помощь, которую делает каждый, кто носит наши футболки. Мы обозначили небольшой фиксированный процент, но это условность, которую мы часто нарушаем в пользу животных. Зачастую подключаем свои силы. Вырученные средства мы тратим на корма и прочие нужды, которые лично доставляем самым благодарным адресатам.
На мой взгляд, одно из главных заблуждений человека состоит в том, что некоторые виды животных предназначены нам в пищу или на шубу. Полагать так столь же неверно как считать, что представители какой-то расы просто созданы для рабства или гнёта. Если честно, между коровой и собакой я вижу ровно столько же отличий, как между людьми разных национальностей. В общем, «а man of my spiritual intensity does not eat corpses», как говорил Джордж Бернард Шоу».
Подробнее о проекте:
http://vk.com/club55132306
https://www.facebook.com/S.E.A.FUTBOLKI
http://instagram.com/elizavettashum/