Крупнейший этнокультурный музыкальный фестиваль Bambooq прошел в субботу, 22 апреля, в пространстве Come-in. 12 часов насыщенной полифонической программы, десятки этнических музыкальных инструментов, девять площадок, около 50 артистов и более 600 гостей, а до этого – три месяца подготовки. Само название фестиваля Bambooq созвучно ударам по барабану, который играл одну из ведущих ролей в программе мероприятия.
С полудня до полуночи необычное пространство Come-in было наполнено разнообразием музыкальных стилей и культур. Охватить всё было возможно только с Маховиком Времени. Фестиваль начинался прямо во дворе, где продавались балалайки, поющие чаши и откуда маршрут делился на три направления. Гости, которые пришли уже голодными, могли повернуть налево и насытиться фалафелем из Loving Hut. Дверь справа вела на Базу, где проходили мастер-классы, а также по лестнице вверх – к главному и самому шумному залу с настоящим камином. В нем выступали как солисты, так и музыкальные коллективы. Под некоторые мелодии в кругу зрителей танцевали девушки из команды «Трайбл Мафия», демонстрируя как свою пластичность и музыкальность, так и изящество самого трайбла, в котором соединились элементы восточных, индийских, цыганских и других танцев.
С каждым часом перемещаться между площадками становилось все сложнее: в узких коридорах посетители задерживались у прилавков, ели и обнимались. На мастер-классах – занимали все стулья. На музыкальных площадках – снимали выступления на телефон, создавая плотную стену зрителей. На лестнице – садились прямо на ступеньки и, достав из сумки собственный музыкальный инструмент, начинали импровизировать.
Третья дверь со двора вела к самой загадочной площадке фестиваля – в подвал. Крутая лестница вниз едва освещалась холодной мерцающей лампой и двумя чайными свечками, ступени пошатывались, но зато, спускаясь в полумрак, гости оставляли позади динамичность и шум основных зон и настраивались на медитативный лад. Здесь, за дырой в кирпичной стене, прикрытой пледом-паутиной, на полу ждал матрас – гостям предлагался массаж, близкий к тайскому, и даже массаж ногами. В самой темной комнате подвала, окуренной благовониями, стоял чайный стол, разливался матэ и звучали наиболее космические мелодии: ханга, терменвокса, варгана, ситары и других инструментов. Задержавшись в подвале, можно было забыть о реальной жизни.
Под землей также продавались этнические музыкальные инструменты. Продавец магазина Ta-Musica и поистине человек-оркестр по имени Илья мог сыграть на любом из них, а заодно пополнить словарный запас непосвященного человека десятком новых слов. Среди них:
варган – его прижимают к зубам, обхватывают губами и создают мелодию за счет дыхания;
караталы – две тарелочки для медитации, связанные толстой нитью;
пимак – флейта северо-американских индейцев;
хулуси – китайская волынка, создающая лирические мелодии и переносящая в мир древних мифов;
калимба – ручное пианино с металлическими «клавишами», из которого звучат колыбельные мелодии;
хазу – духовой инструмент, подходящий для марша;
акарина – глиняная флейта, по конструкции напоминающая усложненный свисток;
калюка – русская народная флейта, от которой хочется пускаться в пляс, и конечно, многие другие.
Все эти инструменты устроены нехитро, поэтому освоить каждый из них можно довольно быстро – по видео-урокам и просто опытным путем. На более сложных инструментах – ханге и ударных кахоне, дарбуке и джембе – учили играть на мастер-классах, так что гости, впервые взяв на колени ханг, под руководством Артура Ахмедеева могли через полчаса исполнять гармоничную музыку.
Ярче и громче всех на фестивале Bambooq выступили представители карнавальной культуры: коллектив Samba Real, который встречал гостей на входе во двор и даже не боялся первых капель дождя, а также батериа школы DrumTrain, исполнившая (в основном, на барабанах) узнаваемые зажигательные хиты вроде Ghostbusters (исп. Ray Parker) и другие.
Инструменты карнавальной культуры сотрясали пространство, вплоть до самых костей слушателя. Их звуковые вибрации освобождали голову, раскрепощали эмоции и пробуждали спонтанную радость.
Руководитель школы перкуссии DrumTrain Константин Шведов рассказал, почему барабаны становятся все более популярными: «Людям нравится драйв, и для этого не нужно 20 лет заниматься. Поиграл, порепетировал, и можно уже шествовать с барабанами по улицам – это большое удовольствие, люди восхищаются, кто-то танцует, происходит обмен позитивом».
Кроме того, он объяснил, что игра на барабанах помогает снять стресс и отпустить напряжение города после офисного рабочего дня.
«Люди с детства любят издавать громкие звуки – это метафорическое выражение их чувств, напряжения. Почему психологи говорят: «Побейте подушку, если злитесь». А здесь ты бьешь барабан, и он является мощнейшим расслабляющим средством», – пояснил Константин Шведов.
На фестивале Bambooq также шла продажа авторских украшений, амулетов, вязаной одежды, лечебных трав, благовоний, деревянной посуды из дерева унаби, 3D-ламп и многого другого. Гостей предлагали украсить мехенди и вплести им в волосы перья. Подкрепиться можно было только вегетарианской едой, а успокоиться и замедлиться – выпив китайского чая.
Также для гостей работала настоящая фотолаборатория. Небольшая съемка в этническом стиле – и через 15 минут ты получаешь на руки фотографию на бумаге или амбротип (позитивное изображение) на стекле.
Для детей была предусмотрена отдельная площадка, где их украшали аква-гримом, занимали играми и мастер-классами.
Фестиваль проходил в совершенно неформальной обстановке. Прячась от дождя, программа двора переехала под крышу к тесной лестнице. Там и во всевозможных уголках затевались джемы – коллективные импровизации. Не зная друг друга и не говоря лишних слов, участники и гости-музыканты (любители и профессионалы) подхватывали основной мотив и играли собственную историю – с каждым новым инструментом музыка становилась объемнее и постепенно всё растворялось в ней. После дождя во дворе исполнили фаер-шоу и даже развели костер. Пропитавшись ароматом костра, гости еще долго вспоминали теплую весеннюю атмосферу фестиваля. Bambooq – это пестрота, многозвучие, свобода и единство.
Мероприятие посетила Жанна Фатанянц
Фотографии: Дарья Караваева, Жанна Фатанянц