Последние исследования показывают, что животные не так глупы, как думали люди – они способны понимать не только простые просьбы и команды, но и вполне полноценно общаться, высказывая собственные ощущения и желания...
Сидящий на полу в окружении разнообразных предметов и инструментов карликовый шимпанзе Канзи на мгновение задумывается, затем искра понимания пробегает в его теплых карих глазах, он берет левой рукой нож и начинает нарезать кубиками лук в чашке, которая стоит перед ним. Он делает все то, о чем его просят на английском языке исследователи, примерно в той же манере, как это сделал бы маленький ребенок. Затем обезянке говорят: «посыпь солью мячик». Может быть, это и не самый полезный навык, но Канзи понимает предложение и начинает посыпать солью разноцветный пляжный мяч, который лежит за ним.
В той же манере обезьянка выполняет еще несколько просьб – от «положи мыло в воду» до «пожалуйста, унеси отсюда телевизор». У Канзи достаточно обширный словарь – в последний раз в нем насчитали 384 слова – и далеко не все эти слова лишь простые существительные и глаголы типа «игрушка» и «бежать». Он понимает и слова, которые исследователи называют «концептуальными» – например, предлог «от» и наречие «позже», а еще он различает грамматические формы – например, прошедшее и настоящее время.
Канзи не может говорить в буквальном смысле – хотя у него и громкий голос, ему сложно произносить слова. Но когда он хочет что-то сказать ученым, то просто показывает на некоторые из сотен разноцветных символов на ламинированных листах, которые обозначают слова, которые он уже выучил.
29-летнего Канзи обучают английскому языку в исследовательском центре Грэйт Эйп Траст в Дес Моинесе (Айова, США). Кроме него, в центре учатся еще 6 человекообразных обезьян, и их прогресс заставляет пересмотреть все, что мы знали о животных и их интеллекте.
Канзи – далеко не единственная причина для этого. Совсем недавно канадские исследователи из Глендонского колледжа (Торонто) заявили, что орангутаны активно используют жестикуляцию для общения с сородичами, а также – с людьми, чтобы сообщить о своих желаниях.
Группа ученых под руководством доктора Анны Рассон изучила записи о жизни орангутанов в Индонезийском Борнео за последние 20 лет, в них нашли бесчисленное количество описаний того, как эти обезьяны используют жесты. Так, например, одна самка по имени Сити взяла палку и показала своему компаньону-человеку, как раскалывают кокос – так она сообщила, что хочет получить кокос, расколотый мачете.
Животные часто прибегают к жестикуляции, когда первая попытка установить контакт терпит неудачу. Исследователи говорят, что это объясняет, почему к жестикуляции чаще всего прибегают во время взаимодействия именно с людьми.
– У меня складывается впечатление, что эти животные считают нас тупыми, потому что мы не можем четко понять, чего от нас хотят, сразу, и они даже испытывают некоторое отвращение, когда им приходится все «разжевывать» при помощи жестов, – говорит доктор Рассон.
Но какова бы ни была причина, очевидно, что у этих орангутанов есть когнитивные способности, которые до этого считались исключительно человеческой прерогативой.
Доктор Рассон говорит: «Жестикуляция основана на имитации, а имитация сама по себе подразумевает способность к познанию, к обучению при помощи наблюдения, а не простого повторения действий. Более того, это показывает, что у орангутанов есть интеллектуальные способностм, чтобы не просто имитировать, но и использовать эту имитацию для более широких целей».
Конечно, мы поддерживаем общение с животными и задаемся вопросом об уровне их интеллекта с того момента, как появились первые одомашненные животные. В Time Magazine недавно вышла статья, которая рассматривает вопрос об интеллекте животных в свете новых данных об успехах Канзи и других человекоподобных обезьян. В частности, авторы статьи указывают на то, что в Грэйт Эйп Траст обезьян с рождения воспитывают так, что общение и язык являются неотъемлемой частью их жизни.
Подобно тому, как родители берут своих маленьких детей на прогулку и болтают с ними обо всем, что происходит вокруг, хотя малыши еще ничего не понимают, так же и ученые болтают с малышами-шимпанзе.
Канзи – первый шимпанзе, которые освоил язык, так же, как и человечески дети, просто пребывая в языковой среде. И очевидно, что такой метод обучения помогает шимпанзе лучше общаться с людьми – быстрее, при помощи более сложных конструкций, чем когда либо.
Некоторые «высказывания» шимпанзе поражают. Когда приматолог Сью Саваж-Румбаух спрашивает Канзи: «Ты готов поиграть?», после того как мешала ему найти мячик, с которым он любит играть, шимпанзе показывает на символы «давно» и «готов», демонстрируя близкое к человеческому чувство юмора.
Когда Канзи впервые дали попробовать кале (листовую капусту), он обнаружил, что ее надо жевать дольше, чем латук, с которым он уже был знаком, и обозначил кале при помощи своего «словаря» как «медленный латук».
Еще один шимпанзе Нийото очень любил получать поцелуи и сладости, он нашел способ просить об этом – показывал на слова «чувствовать» и «поцелуй», «есть» и «сладость» и таким образом получаем все, что хотел.
Совместно в группе шимпанзе придумали, как описать наводнение, которое они видели в Айове – показали на «большой» и «вода». Когда речь заходит о том, чтобы попросить любимую еду – пиццу, шимпанзе дружно показывают на символы «хлеб», «сыр» и «помидор».
До настоящего времени считалось, что только человек обладает истинной способностью рационального мышления, культуры, морали и языка. Но Канзи и другие шимпанзе, как он, заставляют нас пересмотреть свои представления.
Еще одно распространенное мнение – что животные не страдают так, как люди. Они не способы осознавать или размышлять, а потому они не испытывают беспокойств. У них нет чувства будущего и осознания собственной смертности.
Источник этого мнения можно найти в Библии, где написано, что человеку гарантировано доминирующее положение над всеми тварями, а Рене Декарт в XVII-м веке добавил, что «у них нет мышления». Так или иначе, в последние годы одно за другим развенчиваются мифы о способностях (точнее – не-способностях) животных.
Мы думали, что только люди способы использовать инструменты, но теперь знаем, что на это также способны птицы, обезьяны и другие млекопитающие. Выдры, например, умеют разбивать раковины моллюсков о камни, чтобы добыть мясо, но это самый примитивный пример. А вот воронообразные, семейство птиц, в которое входят вороны, сороки и сойки, потрясающе искусны в использовании разных инструментов.
Во время экспериментов вороны делали из проволоки крючки, чтобы подцепить корзинку с пищей со дна пластиковой трубы. В прошлом году зоолог из Кэмбриджского университета обнаружил, что грач придумал, как повысить уровень воды в кувшине так, чтобы он смог достать и попить – он набросал туда камешков. Еще более изумляет то, что птица, похоже, знакома с законом Архимеда, – в первую очередь она собрала большие камни, чтобы уровень воды поднялся быстрее.
Мы всегда верили, что уровень интеллекта напрямую зависит от размера мозга. У косатки просто огромные мозги – около 12 фунтов, а у дельфинов просто очень большие – около 4 фунтов, что сравнимо с человеческим мозгом (около 3 фунтов). Мы всегда признавали, что у косаток и дельфинов есть интеллект, но если сравнивать отношение массы мозга к массе тела, то у человека это соотношение больше, чем у этих животных.
Но исследования продолжают ставить новые вопросы о состоятельности наших представлений. Мозг этрусской землеройки весит всего 0,1 грамма, но относительно веса тела животного, он больше, чем человеческий. Но как тогда объяснить, что воронообразные наиболее искусны в обращении с инструментами из всех птиц, хотя их мозг просто крошечный?
Все новые и новые научные открытия показывают, что мы сильно недооцениваем интеллектуальные способности животных.
Мы считали, что только люди способны испытывать сочувствие и щедрость, но недавние исследования показывают, что слоны оплакивают своих умерших, а обезьяны практикуют благотворительность. Слоны ложатся около тела своего умершего сородича с выражением, которое выглядит, как глубокая печаль. Они могут оставаться рядом с телом несколько дней. также они выражают повышенный интерес – даже уважение – когда находят кости слонов, аккуратно исследуют их, уделяя особое внимание черепу и бивням.
Мак Маузер, профессор психологии и антропологической биологии Гарварда, говорит, что даже крысы способны испытывать сочувствие друг к другу: «Когда крыса испытывает боль и от этого начинает извиваться, другие крысы тоже начинают извиваться вместе с ней».
В исследовании 2008 года приматолог Франс де Вааль из исследовательского центра в Атланте, показал, что обезьяны капуцины проявляют щедрость.
Когда обезьянке предложили выбрать – два кусочка яблока для нее самой, или по одному кусочку яблока для нее и для ее компаньона (человека!), она выбирала второй вариант. И было видно, что такой выбор для обезьянок привычен. Исследователи предположили, что, возможно, обезьянки так делают, потому что испытывают простое удовольствие от отдавания. И это коррелирует с исследованием, которое показало, что центры «вознаграждения» в мозге человека активируются, когда тот что-нибудь отдает безвозмездно.
А теперь – когда мы знаем, что обезьянки способны общаться, используя речь, – кажется, последний барьер между людьми и животным миром исчезает.
Ученые приходят к выводу, что животные не могут делать некоторые простые вещи не потому, что не способны, а потому, что у них не было возможности развить этот навык. Простой пример. Собаки знают, что обозначает, когда вы показываете на что-то – например, на порцию еды или на лужу, которая появилась на полу. Они интуитивно понимают значение этого жеста: у кого-то есть информация, которой он хочет поделиться, и сейчас он привлекает к этому ваше внимание, чтобы вы тоже узнали это.
Между тем, «великие человекообразные обезьяны», несмотря на свой высокий интеллект и ладонь с пятью пальцами, кажется, не способны использовать этот жест – указание. Некоторые исследователи считают причиной этого то, что обезьянкам-детям редко позволяют отходить от матери. Они проводят время, уцепившись за живот матери, пока она перемещается с места на место.
А вот Канзи, который вырос в неволе, часто носили на руках люди, а потому его собственные руки оставались свободными для общения. «К тому времени как Канзи исполнилось 9 месяцев, он уже активно использовать жесты, чтобы указывать на разные предметы», – рассказывает Сью Саваж-Румбаух.
Подобным же образом обезьянам, которые знают слово для обозначения определенного чувства, проще понимать его (чувство). Представьте, что человеку надо было бы объяснить, что такое «удовлетворение», если бы для этого понятия не существовало специального слова.
Психолог Дэвид Премак из Пенсильванского университета, обнаружил, что если шимпанзе обучали символам для слов «одинаковый» и «разный», то затем они с большим успехом проходили тесты, в которых надо было указать за похожие или разные предметы.
О чем это все говорит нам, людям? Истина в том, что исследование интеллекта и познавательных способностей животных только начинается. Но уже очевидно, что мы очень долго пребывали в полном невежестве относительно того, насколько интеллектуально развитыми являются многие виды. Строго говоря, примеры с животными, которые выросли в неволе в тесном общении с людьми, помогают нам осознать, на что способен их мозг. И по мере того, как мы больше и больше узнаем об их мыслях, появляется все больше надежды на то, что будут установлены более гармоничные отношения между человечеством и миром животных.
По материалам daily mail.co.uk