После масштабной аварии с затоплением танкеров в декабре 2024 года побережье Чёрного моря продолжает страдать от периодических загрязнений мазутом. Несмотря на усилия экологов и добровольцев, чёрные пятна вновь и вновь появляются на песке, в том числе вблизи популярных курортов. В чём причина, насколько велик риск новых загрязнений и какие меры действительно могут помочь? Мы поговорили с Александром Люкшиным — директором и основателем Центра Чистой Природы 12–15, который с декабря ведёт активную работу на побережье, чтобы понять, что происходит под водой, на берегу и в законах.
– Можете подробнее объяснить причины появления новых загрязнений побережья мазутом? Это связано с природными факторами или деятельностью человека?
– Выбросы мазута связаны преимущественно с человеческой деятельностью. Космоснимки показывают, что нефть продолжает поступать из затопленных танкеров, которые остались на морском дне после аварии в декабре 2024 года. Кроме того, некоторые объемы топлива ранее осели на дно и поднимаются обратно на поверхность вследствие повышения температуры воды летом — это тоже является причиной периодического появления пятен мазута на побережье.
– Из какого именно региона или района чаще всего происходят выбросы мазута на черноморские пляжи? Есть ли конкретные точки, которые особенно часто становятся источниками загрязнения?
– Наиболее частые случаи выбросов наблюдаются вблизи курортных зон Краснодарского края, таких как Витязево, Бугазская коса и район поселка Волна в Тамани. Эти места регулярно страдают от мазутных загрязнений, однако точное местоположение каждого инцидента зависит от направления течений и особенностей морского дна.
– Насколько вероятно появление новых случаев загрязнения в ближайшие годы? Возможно ли предсказывать такие случаи заранее?
– Вероятность возникновения новых загрязнений высока ввиду состояния флота, который перевозит нефтепродукты, ошибок навигации судов в условиях непогоды и отсутствия четкого контроля над качеством обслуживания морских транспортных средств. Чтобы минимизировать риск будущих аварий, необходимы строгий надзор за судами, особенно теми, кто транспортирует опасные вещества, и специальные инспекции технического состояния кораблей перед выходом в море. Реализация распоряжений президента о проведении масштабных проверок должна положительно повлиять на ситуацию.
– Оказывают ли погодные условия значительное влияние на количество и частоту попадания мазута на берега моря? Например, штормовые волны, течения или сильные ветра способствуют увеличению количества выбросов?
– Да, погода играет значительную роль в распространении мазута. Чаще всего крупные выбросы происходят после сильных штормов, когда волна поднимает остатки топлива с морского дна. Даже после окончания шторма небольшие пятна мазута могут появляться на берегах ещё несколько дней подряд.
– Какие меры могли бы существенно снизить вероятность повторных случаев загрязнения побережья мазутом? Существует ли возможность предотвратить такие инциденты на законодательном уровне?
– Предотвращение таких ситуаций требует комплексного подхода, включающего усиление надзора за судоходством, повышение уровня ответственности владельцев судов и увеличение штрафных санкций за нарушение правил безопасности транспортировки опасных грузов. Важно также предусмотреть механизмы быстрой реакции на чрезвычайные ситуации и создать эффективную систему мониторинга качества вод Черного моря.
– Нуждается ли решение проблемы выброса мазута в международном сотрудничестве и координации действий стран Черноморского бассейна?
– Безусловно, международное взаимодействие могло бы значительно ускорить ликвидацию последствий крупных аварий. Поскольку проблема затрагивает прибрежные зоны нескольких государств, совместное использование технологий и опыта других стран способно повысить эффективность борьбы с последствиями таких инцидентов. Уже прошло много месяцев после после катастрофы, но очистка территорий остается актуальной задачей.
– Александр, скажите, публикуете ли вы новости о загрязнениях побережья мазутом через свой информационный ресурс?
– Да, конечно, я периодически публикую материалы по важным вопросам, включая ситуацию с экологическими проблемами в своем Телеграм-канале. Стараюсь размещать самые значимые новости и отчеты, чтобы читатели были в курсе происходящего.
– Нам известно, что ваш Центр Чистой Природы 12-15 принимал участие в очистке побережья. Поделитесь результатами вашей деятельности?
– Мы начали свою миссию по ликвидации ЧС на побережье 20 декабря, и завершили работы 27 мая.
За пять месяцев волонтерская деятельность Центра осуществлялась на Витязевской косе и в 6 штабах Краснодарского края: р. Можепсин (Джеметинский проезд, 6б); п. Витязево (ул. Мира, 98); ст. Благовещенская (штаб «Жара»); Бугазская коса (штаб «Шлагбаум»); Штаб «Фениксы»; п. Волна (штаб «Дельфины»)
Результатами трудов стали:
- 477 привлеченных волонтеров из 45 регионов
- Собрано 15 087 мешков с мазутом и загрязненным песком, а также 644 мешка бытового мусора
- Очищены:
— 7 гектаров береговой линии от мазута
— 54 гектара природных территорий от мусора
- Спасено около 200 птиц, пострадавших от разлива нефти
- Закуплено 4 тонны инвентаря, продуктов, медикаментов
- 8 180 000 руб. привлеченных средств, из которых 7 400 000 руб. было выделено нашим генеральным партнером компанией PROTEKTOR, а 780 000 руб. удалось получить благодаря открытому сбору
Более подробно все данные и фотографии процесса работы на побережье можно увидеть на нашем официальном Телеграм-канале. Следите за нашими новостями, ведь впереди важные экособытия!
Социальные сети: