Задумывались ли вы о значении таких терминов, как «эко», «био», «органический», «натуральный», «экологически чистый» и «веганский»? На первый взгляд они кажутся похожими, но различия между ними существуют. В этой статье мы наконец-то разберемся, что к чему.
Эко относится ко всему, что было произведено в соответствии с официальными экологическими протоколами и стандартами, которые подразумевают:
– Оценку воздействия производства на окружающую среду;
– Прозрачность производственных процессов;
– Использование энергоэффективных методов и возобновляемых источников энергии;
– Использование нетоксичных материалов;
– Долговечность и возможность вторичной переработки.
– Соблюдение этических стандартов;
– Устойчивое использование ресурсов;
Это означает, что все продукты с такой отметкой были произведены с минимальным негативным воздействием на природу и без применения химических веществ. Лейбл “ECO” – это официальная маркировка, разработанная и контролируемая Европейской комиссией.
Био относится к продуктам, которые были произведены в соответствии с протоколами об органическом хозяйстве. При этом био исключает не только использования химических веществ (т.е. синтетических пестицидов), но и искусственных удобрений, гормонов роста, антибиотиков и генетически модифицированных организмов (ГМО).
Органические продукты произведены в соответствии с такими же протоколами об органическом хозяйстве, как и био. Оба лейбла “Organic” и “BIO” контролируются Органическим регламентом ЕС, который гарантирует, что компании используют только методы органического производства, которое обеспечивает круговороту ресурсов, поддерживает экологический баланс и является безопасным для потребителя. Разница лишь только в том, что маркировка органических продуктов намного более распространена по миру, в то время как био больше всего известна в Германии. Ценовая политика для био/органических продуктов достаточная высокая как раз из-за строгих правил при их производстве.
Как можно заметить, все три термина очень схожи, и это правда. Разница в них минимальная, потому что они все контролируются организациями, чьи цели близки. “ECO” маркировка ставит перед собой задачу быть самой экологичной, в то время как “BIO” и “Organic” самой натуральной. Если вы хотите выбрать продукт, который максимально не вредит планете, то выбирайте любую из трех маркировок. Главное, чтобы он имел официальную отметку!
С этими значениями разобрались, но что тогда такое экологически чистый продукт? Официально такой маркировки не существует, соответственно данная отметка на продуктах не контролируется никакими протоколами или организациями. Это часто является гринвошингом: ведь компании пытаются выглядеть более экологичными, чем они есть на самом деле. Они могут делать громкие заявления о своих экологических инициативах или использовать зеленую упаковку и различные маркировки, но при этом не принимают реальных мер для защиты окружающей среды. Это обман потребителей, которые хотят покупать более чистые и безопасные товары. Сам термин “экологически чистый” подразумевает всё, что было произведено с минимальным ущербом для планеты, поэтому если хотите экологически чистый продукт, то лучше обратите внимание на такие официальные маркировки, как “ECO”, “BIO”, “Organic”.
Другой популярный термин, который мы часто видим в маркетинге – это натуральный. Обычно под натуральными продуктами подразумевают отсутствие искусственных ингредиентов в составе. Однако опять же нет никакого регламента или организации, которое бы регулировало продукты именной с отметкой “натуральный”, поэтому их выбирать мы тоже не рекомендуем. На практике некоторые натуральные продукты могут содержать синтетические пестициды, удобрения или другие ненатуральные компоненты, поэтому лучше обращать внимание только на официальную маркировку, которая подразумевает под собой био/органические продукты. Для России это отметки таких сертификатов, как «Листок жизни» и «СтО Агрософия».
И финальный термин – это веганский продукт. Самое главное здесь это отсутствие каких-либо компонентов животного происхождения в составе. Это включает в себя не только мясо и рыбу, но и молочные продукты, яйца, а также ингредиенты, такие как желатин, которые получают из животных. Для таких продуктов тоже существует официальная, международно признанная маркировка “V-Label”. Она была создана, чтобы потребителям было легче ориентироваться в магазинах. Однако продукты не должны её иметь, чтобы быть веганскими. Достаточно просто посмотреть на состав, чтобы удостоверится, есть ли там животные компоненты или нет. Однако важно помнить, что продукты могут тестироваться на животных, и тогда они перестают быть веганскими, несмотря на растительный состав. Проверить этичность можно, например, на сайте Vegan Russian.
Ещё важно отметить, что веганские продукты могут быть как полностью растительными, так и с искусственными заменителями, созданными с использованием растительных ингредиентов, поэтому веганский продукт «≠» экологический, био, или органический продукт.
При выборе продуктов, которые подразумевают быть экологическими и чистыми, самое главное опираться на маркировки, которые действительно регулируются конкретными инстанциями. Не следует рисковать своим здоровьем и верить в натуральность продукта, если он таковым может и не являться. В случае с веганскими продуктами – достаточно проверять состав и этичность.
Дарья Нефедова