Прочный, приятный на ощупь, натуральный – все это о хлопке. Знали ли вы, что это один из самых неэкологичных материалов, наносящий непоправимый урон планете. Разберемся вместе, почему хлопок только с виду «белый и пушистый».
В среднем человек использует 7 кг хлопковых изделий ежегодно. Хлопок – одна из самых прибыльных сельхозкультур. Выращивание хлопка жизненно важно для экономики, но нашей планете это обходится слишком дорого.
«Кто говорит «промышленная революция», говорит «хлопок», – написал историк Эрик Хобсбаум в книге «Индустрия и империя». Экономический прорыв XVIII-XIX столетий, который сегодня связывают с углем и сталью, на самом деле был спровоцирован тканями, в особенности хлопком. Именно это растение, и ткани, сотканные из него, стали первым глобальным товаром. До 1970-х годов, когда самым популярным материалом стала синтетика, хлопок входил в число основных тканей, использовавшихся по всему земному шару. Сегодня его доля среди других волокон, использующихся в производстве текстиля, составляет по разным оценкам от 28% до 33%.
Поскольку хлопок – один из самых востребованных видов сырья, производители делают все, чтобы удешевить производство – химикаты, использование детского труда, плохие условия для рабочих. Возделывание хлопка и производство хлопковых изделий приносит огромные прибыли. Но последствия этой деятельности – настоящая катастрофа для нашей планеты.
Гербициды и прочее
Хлопок – многолетнее растение. В первый год жизни ему нужно расти, чтобы стать большим деревом, а на второй год оно начинает цвести. Но ждать – невыгодно. Задача превращения хлопка в однолетник была решена в 1980-х гг., когда химический концерн BASF разработал на основе мепикватхлорида регулятор роста под названием Pix: его применение провоцирует цветение растения. Это произвело революцию в хлопковом бизнесе. К 1990-м гг. большинство производителей традиционного хлопка использовали Pix.
Еще одна серьезная задача – борьба с сорняками. Для ее решения широко применяется гербицид «Раундап» (40% мирового рынка глифосфатных гербицидов). Но он уничтожал сам хлопок. Поэтому в 1997 г. американская транснациональная агрохимическая и биотехнологическая компания Monsanto представила коммерческую разновидность генетически модифицированного хлопка «Раундап Рэди» (Roundup Ready Cotton). Новые семена выдерживали обработку «Раундапом», который уничтожал все, кроме самого хлопка. В 2015 г. Международное агентство по изучению рака отнесло «Раундап» к возможным канцерогенам для человека.
Следующая проблема – вредители. Для борьбы с вредителями применяют алдикарб – самый распространенный пестицид. Он ядовит как для человека, так и для животных. Его воздействие может вызвать проблемы со зрением, головную боль, тошноту, рвоту, судороги; большая доза может быть смертельной. Альдикарб проникает в грунтовые воды в местах выращивания хлопка.
Могут ли остатки химикатов содержаться в конечном продукте? На этот вопрос нет однозначного ответа. Участники индустрии спонсировали ряд исследований, чтобы выяснить, содержатся ли пестициды в хлопковом волокне и одежде. Испытания проводились на базе Института Хоэнштайна. Все тесты (на 228 веществ) показали, что никаких следов вредных для человека химических веществ в конечном продукте не содержится. Но есть исследования, которые дали другой результат – хлопковая ткань содержит пестициды от 0,5 до 2 мг/кг. Так Египетский сельхоз комитет по пестицидам (Egyptian Agricultural Pesticide Committee) в 2017 г. обнаружил пестициды в количестве от 0,01 до 0, 416 мг/кг в хирургических медицинских масках, подгузниках, бинтах, купленных в местных магазинах.
Расход воды
Показатель расхода воды является одним из самых важных пунктов в определении экологичности любого производства. И здесь хлопок бьет рекорды. Для производства одной хлопковой футболки требуется 2700 литров воды. Этого количества хватило бы одному человеку на 2,5 года. Чтобы произвести 1 кг хлопкового волокна потребуется 20 000 литров воды. Во всем мире ежегодно затрачивается 5 триллионов литров воды для окрашивания хлопкового волокна.
Столь обильные затраты воды приводят к тяжелым последствиям. Настоящей экологической катастрофой стало исчезновение Аральского моря на границе Узбекистана и Казахстана. В настоящий момент озеро, бывшее когда-то четвертым по величине озером в мире, высыхает, превращаясь в пустыню. Оно ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Приток воды в море обеспечивается реками Амударья и Сырдарья. Вода из этих рек на протяжении нескольких десятилетий забиралась для орошения полей хлопчатника и риса. Последствия грандиозны – замедление развития естественной растительности и сельхозкультур; распространение респираторных заболеваний, анемии, рака гортани и пищевода, глазные болезни; сокращение видов рыб с 32 до 6; изменение климата (засухи, снижение уровня влажности воздуха). Трагедия Аральского моря – самая масштабная, но не единственная.
Прочие последствия
Эрозия почвы, вырубка леса, гибель флоры, фауны и даже человека. Причем человек умирает не по косвенным причинам, например, из-за ухудшения экологии вследствие выращивания хлопковой культуры, а в результате пагубного воздействия на организм в процессе работы на полях (по данным Greenpeace (организация признана «нежелательной» в России – прим. ред.), 28 000 человек умирают ежегодно от взаимодействия с химикатами во время работы на хлопковых плантациях) и производства изделий из хлопка. В тех местах на прядильных фабриках, где хлопковое волокно перерабатывается в пряжу и ткань, образуется пыль – сложная смесь мусора растительного происхождения, почвы и микробиологического вещества (бактерий и грибков). Вдыхание этой пыли в течение длительного времени приводит к острой дисфункции легких.
Поиски решения
Мы можем сократить потребление хлопка, дольше нося одежду, одеваясь в секонд-хэндах, используя ручную стирку. Но это не приводит к масштабным сдвигам. Потому что помимо смены привычек потребителя, необходимо изменить схему производства.
В условиях кажущейся безысходности, в хлопковой индустрии появляются энтузиасты, которые пытаются найти способы выращивать хлопок и производить товары из него, не причиняя вред природе и человеку.
Органический хлопок
Пока что в мире насчитывается всего несколько десятков инициатив, связанных с выращиванием органического хлопка. Среди них Responsible Brazilian Cotton (Бразилия), Fairtrade Organic (Великобритания), Organic and the U.S. Cotton Trust Protocol (США), Better Cotton Initiative (Великобритания, Швейцария), myBMP (Австралия), REEL Cotton (Великобритания) и другие.
Они основаны на следующих принципах: 1) распространение информации обо всем, что связано с использованием воды и пестицидов; 2) обеспечение консервации почвы и биоразнообразия; 3) улучшение качества хлопкового волокна; 4) обеспечение приемлемых условий работы фермеров и их сотрудников. Все предприятия делают серьезный шаг к своей целевой аудитории – крупным компаниям, подталкивая их к действию, привлекая их внимание к проблемам окружающей среды.
Переработка
Сегодня 90% одежды изготавливается из полиэстера и хлопка, и большая ее част выбрасывается. Чтобы реформировать индустрию одежды, необходимо следующее: а) одежда должна стать высококачественной и подлежащей ремонту; б) производство должно быть выстроено так, чтобы все материалы изначально были безопасными, а главное возобновляемыми; в) одежда должна создаваться с учетом будущей переработки. Насущная задача, которую нужно решить как можно скорее, – превращение текстильных отходов в высококачественное новое волокно.
В 2015 г. научно-проектная фирма из Сиэтла представила миру Evrnu – восстановленное на молекулярном уровне волокно, на 100% изготовленное из выброшенной хлопчатобумажной одежды. Его производство потребляет на 98% меньше воды, чем новый хлопок, дает на 80% меньше выбросов парниковых газов, чем полиэстер, вискоза или эластан, не выделяет микроволокон пластика, не требует вырубки лесов и возделывания сельхоз земель. Новое волокно эффективно окрашивается, позволяя сократить количество красителя на 20-40%. У производства Evrnu неисчерпаемый источник – тонны выброшенной одежды, отходы текстильного производства, нераспроданный товар.
Экоджинсы
Ежегодно в мире продается более 2 млрд пар джинсов. Их производство – это химикаты, сверхпотребление воды и электроэнергии, тонны текстильных отходов. Что можно сделать, чтобы покончить с этим?
Около 20 лет назад тем же вопросом задались консультанты индустрии денима Хосе Видал и Эрик Силла. Они разработали трехшаговую систему Jeanologia. Она включает лазеры вместо пескоструйного аппарата, ручную шлифовку и перманганат калия в качестве химического отбеливателя, озон (разрушает ткань без химикатов), стиральную систему e-Flow, использующую микроскопические «нанопузырьки» (сокращает потребление воды на 90%). Эта система может сократить потребление энергии на 33%, химических веществ на 67%, воды – на 71%. В день фабрика обрабатывает от 25 до 30 тыс. пар джинсов (около половины поточного производства крупных китайских фабрик).
Результат
К сожалению, все перечисленные инновации пока не приносят ощутимого влияния на экологическую ситуацию, поскольку самый активный потребитель хлопка – индустрия быстрой моды – очень консервативна. GAP, Uniqlo, Zara, H&M, Levi’s и другие тяжеловесы фаст-фэшн неохотно меняют схемы производства. Конечно, они не могут отрицать «зеленый» тренд и предлагают экологичные продукты. Например, Conscious Exclusive от H&M и Join Life от Zara. Но прибыль от этих капсульных линеек ничтожна.
Потребителю, желающему способствовать «зеленым» начинаниям, не просто решить, какие марки и проекты поддержать. Компании реализуют сложные цепочки поставок, используют маркетинг, чтобы скрыть истинное происхождение своей продукции. Регулярно возникают скандалы и разоблачения, как марок средней ценовой категории, так и люксовых брендов. Покупателю необходима жесткая позиция, и готовность тратить время на поиск информации, и деньги на приобретение качественного продукта и поддержку достойных инициатив.
Юлия Митрофанова