есной 2012 года в интернете, в одном из развлекательных СМИ, появилась информация о том, что согласно принятому ВОЗ решению, вегетарианство и сыроедение внесены в реестр Международного Классификатора Болезней. Эта "новость" довольно быстро облетела интернет и стала язвительным аргументом в устах людей, занимающихся мясоедением. Но действительно ли ВОЗ решило бороться против вегетарианства или это провокация? И если это ложь, то как ее распознавать в СМИ?
После некоторых раскопок, обнаружить автора статьи о том, что "вегетарианство надо лечить" все-таки удалось. Им оказался некто Тихон Разумовский, написавший многочисленные развлекательные статьи для своего развлекательного сайта Fognews. Его перу, например, принадлежат статьи о том, что "Майкл Джексон жив", а "Куриный помет объявят наркотиком". Сам же сайт Fognews был создан 28 января 2012 года, о чем говорится в разделе "Рекламодателям". Там же создатели сайта приводят ответы на такие распространенные вопросы, как например:
- Откуда берутся сюжеты для новостей?
"Мы не разглашаем источники нашей информации, согласно Закону РФ "О средствах массовой информации." |
- Сколько человек работает над сайтом?
"Творческий дуэт "FogNews" на первом редакционном пленуме единогласно постановил хранить эту информацию в тайне." |
К тому же на сайте отсутствует какая-либо явная контактная информация. Это значит, что если они обосрут с ног до головы какого-то человека (вас или меня), то найти и наказать их будет практически невозможно.
Если представление о "серьезности" сайта уже оформилось, теперь можем перейти к внедренным сообщениям. Что это такое?
Внедренное сообщение - заведомо ложная или искаженная информация, транслируемая через СМИ, с целью получения выгоды (в любом эквиваленте) для ее распространителя. |
Учитывая, что сайт Fognews, написавший и опубликовавший клеветническую статью о вегетарианцах, совсем молод и находится в эмбриональном состоянии, то явной выгодой для него может служить трафик, увеличивающийся за счет скандальных новостей. К примеру, на момент 03.04.2012 статья о вегетарианцах в общей сумме набрала 5375 ретвитов, шеров и перепостов. Чем это выгодно сайту? - рост трафика увеличивает посещаемость, узнаваемость сайта, популярность в рейтингах и поисковых запросах, конкурентоспособность, увеличивает коммерческую себестоимость и соответственно, это приводит к повышению цен за размещение рекламы или заказных статей.
Ниже приведен алгоритм распознавания ложных новостей, который следует запомнить каждому, кто не хочет быть жертвой новостных аферистов, которые публикуют в СМИ (газетных, электронных) заказные статьи, вводящие в заблуждение доверчивых людей.
Проанализируем согласно этому алгоритму скандальную статью, которая начинается со слов: "Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) расширила список психических заболеваний, требующих незамедлительного вмешательства врача-психиатра...".
Первый вопрос, который следует задавать читаемой статье:
"Где и как подтверждается информация?" - статья не дает ответа на этот вопрос.
Далее:
"Какие предпосылки лежат в основе?" - то есть, на чем основывается статья? Что стало поводом? Там имеются следующие предпосылки: "Последней каплей, переполнившей чашу терпения врачей, стало ужасное известие из города Малага, расположенного на юге Испании, в котором сообщалось, что семья сыроедов из-за приверженности к «здоровому образу жизни» довела собственных детей до состояния комы".
Возникает естественный вопрос, о какой "чаши терпения врачей" идет речь? То есть, нам предлагают поверить, что врачи (какие именно, не указывается) вынуждены терпеть то, как люди издеваются над собой, отказываясь от мяса? Следующая предпосылка - это "известие из города Малага, про детей доведенных до комы". О данном событии в поисковике не обнаруживается подтверждающей информации, которая бы публиковалась отдельно от этой статьи.
"Рассмотрены ли взгляды оппонентов?" - нет.
"Кто получит выгоду от публикации?" - в данном случае, сайт в виде трафика, популярности. Не исключено, что подобная статья может быть заказной. То есть, человек или группа людей, финансово заинтересованные в поддержании животноводческого бизнеса, понимая угрозу для их кошелька, со стороны все более набирающего обороты вегетарианства, вполне могут заказывать такие статьи, чтобы удерживать на психологическом крючке наивных граждан.
Давайте подумаем, почему многие любят и доверяют Википедии? - потому что в ее статьях есть ссылки, подтверждающие изложенное; в ней используются достоверные, а не выдуманные предпосылки; рассматриваются взгляды оппонентов, критиков, что создает объективность статей и она не является коммерческой платформой. Ее авторы пишут не ради денег и к тому же систематично проверяют друг друга. А потому для нас нет риска нарваться на заказную, целенаправленно вводящую в заблуждение информацию.
Подводя итоги этой статье, возможно, нам теперь легче ответить на поставленный в самом начале вопрос: "Действительно ли ВОЗ решило бороться против вегетарианства или это провокация?"
А к каждой новой журналистской статье следует подходить с презумпцией виновности. Она должна доказывать нам, что не содержит внедренных сообщений, алгоритм распознавания которых, надеюсь вы запомнили или даже записали.
P.S. Для того, чтобы в режиме онлайн убедиться, что ни вегетарианство, ни сыроедение не являются болезнями, можете зайти на сайт МКБ-10. Введите искомое слово, например: "любовь", "вегетарианство", "сыроедение" и сравните с результатами других запросов, например: "бред", "шизофрения" и "геморрой".
© Андрей Жельветро, психолог.
Автор "Книги эмпата".