Несколько заметок и философских выводов, созревших в результате путешествия с севера на юг Индии в июне 2017 года.
Нормальные контрасты
Из окон номера пятизвездочного отеля вы увидите жилье бедняков, высотой лишь с человеческий рост, которое будет расположено в десятке метров от стен отеля. В таких «домиках» живут не нищие, а социально-адаптированные семьи с детьми и работающими взрослыми. Дети учатся в школе. Взрослые трудятся за низкую плату, соответствующую их образованию и квалификации. Нищие не имеют ни жилья, ни семьи, ни работы, и спят на земле под звездным небом. Благо, климат позволяет спать везде. Тут же, рядом с «домиками» для бедных индийцев, будут расположены жилые многоквартирные дома и таунхаусы для граждан уверенного и малочисленного среднего класса Индии. Все смешивается и сосуществует одновременно, и такая общность никого, по всей видимости, не возмущает.
Смотря на все это, приходит в голову мысль, что если бы в России было тепло, как в Индии, то россияне жили бы в подобных «домиках» и спали на улице. Внушительную часть населения нашей страны удерживает от таких опытов только низкая температура и снег семь месяцев в году, которые создают условия, несовместимые с жизнью на улице, и заставляют строить теплое и основательное жилье.
Индийское «авось» и другие национальные особенности
Русское «авось», которое считается национальной особенностью, и практикуется подавляющим большинством жителей России, в Индии имеет выражение в гипертрофированной форме. Известно, что русское «авось» обычно сопровождается некоторой тревогой и ожиданием петуха или грома, который, соответственно, клюнет или грянет, и тогда всему русскому легкомыслию точно придет возмездие или даже наказание. Индийское «авось» не ждет ни возмездия, ни наказания. Оно просто предполагает расслабление в потоке слабо регулируемых событий, и распространяется на всё, что происходит.
В поездке индийское «авось» демонстрировало себя везде и во всем. И в отеле, и на рынке, и в транспорте. Документы терялись, фамилии путались, двери не открывались, и происходили прочие мелкие, но привлекающие к себе внимание, происшествия. Очень быстро стало ясно, что надо расслабиться, и получить от жизни удовольствие вместо нервного срыва. Справедливости ради, стоит отметить, что всё завершалось благополучно, хотя и показывало постоянно свою индийскую природу.
Следующая национальная особенность, которую я испытала на себе, сопровождает индийское «авось». Выяснилось, что индийцы легко искажают реальность в своих обещаниях, стремясь соответствовать ожиданиям, и желая показать лучше, чем есть на самом деле. Например, хороший ресторан оказался фаст фудом KFC, вместо двух километров мы проехали восемь, а экскурсия по Нью-Дели преобразовалась в двухчасовой забег по старому рынку. И все такие искажения делаются от чистого индийского сердца, и исключительно для того, чтобы здесь и сейчас всем было комфортно. И не важно, что будет за поворотом…
Вероятно, такие национальные особенности стали результатом философии и религии. Индуизм, который по численности последователей доминирует в Индии, предполагает кастовую систему разделения общества. Так по-прежнему браки заключаются по соглашению родителей и в рамках одной касты. Переход из одной касты в другую возможен только через брак, но это не одобряется ни членами семьи, ни окружающими. Религия утверждает, что жизнь человека с рождения предопределена предназначением и ограничением – дхармой и кармой. Если по-русски, то это означает, что где родился, там и пригодился, или каждый сверчок знай свой шесток. Кроме дхармы и кармы, есть судьба, которую не обойти. Поэтому особенности касты воспринимаются как неизбежность, фатум, судьба, и полностью диктуют жизненный путь для большинства. Только единицы ломают стереотипы и обретают видимость свободы. Такая философия предопределенности и формирует состояние не свободы и не способности активно выстраивать свою жизнь, что приводит к пассивности, безволию и желанию приукрасить порой грустные обстоятельства. Все уготовлено судьбой, и идет так, как идет, и не иначе. Не надо напрягаться, и рассматривать действительность как реальность.
Дорогие россияне!
В нашей международной группе, собранной для участия в третьем Международном дней йоги в Лакхнау, из пятидесяти трех человек одиннадцать были русскоговорящими – восемь человек из России, два человека из Казахстана и один «русский немец», эмигрировавший из Сибири в Германию. Вероятно, русскоговорящие составили большинство в туре из-за празднования в этом году пятидесятилетнего юбилея взаимоотношений России и Индии. В 1947 году Индия стала независимой от Великобритании, и сразу же вступила в дипломатические отношения с СССР. Поездка состоялась благодаря поддержке правительства Индии, которое, скорее всего, учитывало политические нюансы, формируя состав международной группы.
Достаточно быстро выяснилось, чем россияне отличаются от остальных. Оказалось, что наиболее активные из них способны легко пренебречь правилами, если они им не удобны, и тут же готовы предложить и даже навязать свои правила. Самое главное, что все это делалось исключительно от чистого сердца и в интересах общественного блага, так, чтобы все было правильно, и всем было удобно. Удивительным оказалось то, что такая стратегия взаимодействия с окружающим миром не была специально согласована. Национальная особенность словно впитана с молоком матери, и реализуется неосознанно. Так россияне в очередной раз неожиданно для самих себя спонтанно и искренне стремились установить справедливость и навязать всем свою правду и добро.
Kheech meri photo, take my pic, сфотографируйтесь со мной
Если вы блондинка с голубыми глазами, с вами обязательно захотят сфотографироваться, и много раз. Говорят, что для индийцев иметь общую фотографию с белой иностранкой считается хорошей приметой. Поэтому к вам обратится самый смелый человек из группы желающих, или родитель, стремящийся запечатлеть на фотографии свое чадо, или же сам смущающийся ребенок, которого старшие заставят проявить инициативу.
Вежливые коммуникации будут происходить с помощью примитивных фраз английского языка, жестов и мимики. Улыбка по-прежнему остается универсальным методом коммуникаций, когда нет общих слов. Желающих сфотографироваться с вами окажется очень много, и сложно определить, к какому классу и касте они принадлежат. Пожалуй, с вами не захотят сфотографироваться только нищие и представители элиты. Нищие не имеет соответствующей аппаратуры или боятся обратиться с просьбой, а для элиты люди с европейской внешностью не являются ни диковиной, ни символом процветания.
Неприкасаемые и элита
Каста неприкасаемых низшая в индуизме. Ее представляют многочисленные жители картонных палаток, которые спят на улице под открытым небом, нигде не работают и никак не учитываются государством. Это босоногие нищие, скудно одетые. Мужчинам, порой, достаточно и повязки на бедрах, чтобы выйти на улицы города. Но есть в Индии и элита, представители которой выглядят совсем иначе. У мужчин начищенные кожаные ботинки, белая рубашка, галстук, темный костюм даже в жару. Платья женщин из качественной ткани с ручной вышивкой.
Ведущим признаком принадлежности к той или иной касте считается наличие и качество образования. Элита имеет хорошее местное и/или зарубежное образование. Представители низших каст, следуя своей дхарме и карме, обычно не стремятся получить образование, хотя образовательные программы предполагают квоты для них.
В поездке нас целенаправленно знакомили с представителями элиты Индии, а неприкасаемых мы могли наблюдать из окон автобусов, или же неожиданно столкнувшись с ними в спонтанных самостоятельных прогулках. Элиту мы лицезрели в Духовном центре, в Центре натуропатии, да и организаторы, сотрудники Министерства туризма Индии и туристической компании Indebo, явно принадлежали к элитной прослойке общества.
Элита, как и нищие, любой страны выглядят и держатся одинаково. Но очевидно, что в Индии наличие многочисленных неприкасаемых нищих, это часть культуры. Тогда как нищие в России, это всегда случаи с уникальными историями, обычно связанными с алкоголизмом, наркотиками или судимостью. И хотя большая часть населения нашей страны живет в бедности, ее представители не приобретают специфику индийских неприкасаемых. С другой стороны, известно, что россияне улыбаются редко и часто выглядят грустными, а индийцы, особенно бедные индийцы, столь же беспричинно излучают блаженство и радость жизни.
Рай для вегетарианца
Индийские блюда после практики питания в кафе «Джаганнат» в Москве мне показались почти родными. И традиционное предложение – рис, дал, панир, пшеничные лепешки -- с небольшими вариациями, мне пришлось по вкусу. Привыкать к остроте блюд не было необходимости. Для нас было организовано прекрасное адаптированное под европейцев питание в ресторанах отелей. Поесть на улице или в кафе для местных, чтобы почувствовать разницу в количестве специй, мне, к сожалению, не удалось. Хотя предложение KFC в пригороде Майсура не показалось мне съедобным именно из-за наличия в еде нормальной для индийцев остроты.
Тем не менее, как вегетарианка с большим стажем, я, пожалуй, первый раз в жизни, была готова «продаться за еду». Побывав в Индии, мне стало понятно, почему в ней процветает не только вегетарианство, но и джайнизм, запрещающий употребление в пищу любых живых существ, и даже корни, на которых держится жизнь растений. Жаркая страна предлагает огромный выбор овощей и фруктов. Здесь и манго, и папайя, и гранат, и яблоки, и груши, и бананы, и арбузы, и кокос, и виноград. Овощи тоже в избытке. И так круглый год. Одним словом, рай для вегетарианца.
Женский взгляд
Мужчины в Индии, конечно, красивые, и их большое разнообразие, как и в России, где мы прекрасно различаем чеченцев, бурят, татар и сибиряков, хотя для иностранцев они все русские. Индийцы тоже очень разные. Они говорят на разных языках и исповедуют разные религии, но объединяет их дружелюбное любопытство, которое читается в их глазах в процессе коммуникаций с ними. А from Russia вызывает в них неизменную улыбку. Возможно, это связано с культурной общностью, которая транслируется и воспринимается интуитивно, или с многолетней двусторонней пропагандой советско-индийских братских отношений, или просто им нравятся русские, как что-то необычное, что заставляет их улыбаться, и делает счастливыми.
Фотографии: Кристина Мельникова