Как и любые практики, суфийские молитвы дают человеку силу при регулярном применении. Вступление в суфийский тарикат рекомендуется тогда, когда человек утвердился на первой ступени ислама — практиках шариата, которые подготавливают сознание для более глубоких изменений. На этом уровне необходимо регулярно выполнять ежедневные пятикратные молитвы, намазы — они приучают к дисциплине и дают невероятную стабильность внутреннего состояния. Это может быть не очень заметно, когда жизнь течет в комфортном русле, но в сложные периоды чувствуется огромная разница – ты гораздо сильнее поддаешься гневу или нервным переживаниям, когда пропускаешь молитву. Как будто пять раз в день происходит обнуление эмоционального напряжения, и гораздо легче пройти через испытания, которые уготовила судьба. Я, например, никогда не приступаю к сложным разговорам, пока не успокоюсь, и если близится время молитвы, сначала я выполняю ее и выравниваю внутреннее состояние, и лишь затем выясняю отношения.
Зикр — «поминание» — это молитва, во время которой повторяются имена Бога, в этом смысле она очень похожа на мантры в индуизме, джаппу сикхов, Иисусову молитву в христианстве. Зикр передается учителем ученику после посвящения в тарикат и, как правило, становится обязательной ежедневной практикой — в добавление к намазам.
Зикры сильно отличаются не только в разных суфийских орденах, но в одном и том же тарикате могут существовать совершенно разные его формы — тихие и громкие, групповые и индивидуальные, медитации, кружения (форма танца), каввали (песнопения) и так далее. На разных этапах развития ученика его шейх может менять эти молитвы и количества их повторения.
Молитвенные формулы, которые используются в зикрах, могут быть совершенно разными, но наиболее часто встречаются следующие: «Аллах», «Ля илляха илла Аллах», аяты из Корана, а также различные салаваты (даруды) — призвание благословений на Пророка Мухаммада. При чтении такой молитвы имеет значение не только ее содержание, но и последовательность молитвенных формул, их количество, а также разрешение учителя на выполнение практики. Некоторые зикры открыты для всех, их может попробовать каждый — именно так иногда люди приходят к исламу и суфизму, когда во время выполнения зикра на своем собственном опыте переживают состояния сближения с Богом. Другие практики шейхи передают индивидуально своим ученикам — некоторые духовные лекарства лучше принимать под присмотром знающего человека. Во время зикра концентрироваться нужно не сколько на технике выполнения практики, сколько на своем шейхе — если в сердце действительно присутствует любовь к своему наставнику, если ученик хочет стать похожим на него, то постепенно он начинает приобретать его качества — черты характера, спокойствие ума и внутреннюю гармонию.
В ордене Мевлеви, основанным Руми, используются суфийские кружения — очень красивые танцеобразные движения под духовную музыку, благодаря которым практик может достигать сама — состояния сосредоточения на Боге.
Каввали — практика индийского ордена Чишти — представляет собой восхваления Бога, Пророка и духовных учителей этого тариката под специальное музыкальное сопровождение. Активизируя в слушающем различные эмоции — от экстатической радости до тонкой внутренней тишины — эта духовная музыка очищает ум человека. Глубина этого погружения в большой степени зависит от исполнителя каввали — насколько его талант способен добраться до самой потаенной части сердца человека и пробудить в нем духовные чувства.