В разгар всемирного локдауна Odnono, одна из самых целостных групп современной российской музыки, выпускает новый альбом «Наедине». Альбом – разговор, альбом – молитва, альбом – глубочайшее откровение, которыми участники группы щедро делятся со своими слушателями. Мы встретились с фронтменом группы Алексеем Мышкиным, чтобы обсудить новый альбом и узнать, как изменилось его творчество, зачем он ежегодно отправляется в Индию, почему солнце –«сонный Ра» и какие вегетарианские блюда он считает самыми вкусными!
– Обсудим эволюцию группы Odnono. Как бы вы описали начало и развитие творчества и то, к чему пришли сейчас?
– Безусловно, мы стали старше. Начинали мы еще в начале двухтысячных. Долгое время я только читал, но позже начал петь. Конечно, тексты стали другими. Раньше я говорил прямо в лоб: «Ты должен следовать по духовному пути!», «Ты должен быть вегетарианцем!», «Ты должен посмотреть вглубь себя!». Было очень много призывов, манифестов, революционного настроения: «Смотри! Ты полон внутри!» (строчка из песни – прим. ред.).
Потом у нас начались более тонкие процессы. Наконец-то я понял, что я не Данко (персонаж рассказа Максима Горького – прим. ред.), который освещает своим сердцем весь лес материального существования, и за мной идут люди, а вполне обыкновенный человек с множеством слабостей. Да, мне хочется работать над собой, но не всегда получается. Тогда возникла концепция «смогу ли я?» (название песни – прим. ред.): смогу ли я соответствовать своим словам? Я задумался над этим, отойдя от своих манифестов. С одной стороны, здесь происходит какая-то точечная ювелирная работа над своими качествами характера, а с другой стороны, с уходом фанатизма появляется более ясное понимание того, что я из себя представляю. Поменялся вектор чуть-чуть. Мне кажется, многие слушатели Odnono этого не поняли. Они как-бы возразили: «Как же так, ты же вел людей за собой!». Но, а мне-то самому как? Мне тоже нужно разобраться в том, что во мне происходит. Только так я смогу помогать людям – разбираясь в себе, а не манифестируя.
– С каким настроением появился новый альбом «Наедине»? Как он зарождался? Что или кто вдохновил вас на его создание?
– В первую очередь стоит сказать о Наталии Тарковской, чьи стихи наряду с моими вошли в этот альбом. До этого я никогда не использовал произведения своих современников в своих песнях (я читал Руми, многих мудрецов древности, классиков). Есть много удивительных поэтов и поэтесс в России, но только стихи Наталии оказались настолько созвучными мне, что легко стали частью наших песен. Интересно, что все стихотворения, которые мы использовали в альбоме, Наталия написала в Ришикеше, в одном из моих любимых мест в Индии, в котором также создавалась моя песня «К океану».
И, безусловно, на создание альбома меня вдохновил бессменный саунд-продюсер Odnono Наиль Курамшин – в первую очередь своей музыкой, которую вы слышите в релизе. Еще меня вдохновил новый альбом The Cinematic Orchestra. Это первый их лонгплей за последние 5-7 лет. Прошлым летом я включал их на полную в наушниках и ездил по Подмосковью на велосипеде. Roots Manuva такой удивительный в этом альбоме! Так вальяжно он там читает, и слова – подходящие: «wings of meditation». Тогда я сказал Наилю, что нам тоже нужно пойти по стопам The Cinematic Orchestra и сделать киношную музыку со скрипками, клавишами, такой широтой и масштабностью. Так появились «Дети из света», «Innernet». Наш барабанщик Дэнзел тоже вдохновил: первый раз он выступил в Odnono в роли продюсера песни. Он сам написал трек, сам спродюсировал его, в нем спела его жена Ника. Он создал такую легкую, светлую песню. Я даже не сразу понял, что читать под это.
– Помимо внутренних реализаций и святых мест в Индии вас также вдохновляют стихии. У вас много песен о воде, реках, океанах. Поэзию тоже часто сравнивают с водой – она тоже «течет». Почему так вдохновляет вода? И о какой реке идет речь в песне «Река»?
– Песня «Река» – это стихи Наталии Тарковской и, безусловно, речь идет о Ганге.
Поэзия – это действительно река. А вода – это символ очищения. Здорово, когда песни очищают сердце. В песне «К океану» мы поем молитву священным рекам. Речь – как вода, вода – как символ очищения, а река – как символ решимости на пути ко Всевышнему.
– Обычно песни про солнце – это что-то яркое, задорное, вроде «солнечный круг – небо вокруг». Вы же в новом альбоме обращаетесь к солнцу как к «сонному Ра». Почему? Как появилась такая аллегория?
– Я написал эту песню в Гокарне (Индия – прим. ред.). Однажды, когда я наблюдал за закатом, у меня возникло чувство, что как бы я ни старался в своих духовных поисках, все бесполезно. Это было ощущение собственной беспомощности. Тогда я написал эту песню, в которой обращаюсь к Творцу и говорю: «Я запутался, ты же меня не бросишь, нет?». А в припеве – образ сонного египетского бога Ра, который держит в руке золотой ангх, символ солнца, и касается им крыш. Ра – сонный и уставший, он весь день светил. И вот он уходит. Это, наверное, образ заката жизни и начала чего-то нового. Финальная фраза в тексте – «больше казаться не надо мне» – борьба за первенство и лидерство закончилась. Мне больше нечего кому-то что-то доказывать. Вот здесь и происходит это обновление. Это новый уровень, когда ты перестаешь на кого-то ориентироваться, непонятно к чему стремиться. Когда ты видишь истинную, чистую цель своей жизни, становишься настоящим и отбрасываешь все ненужное.
– Ежегодно вы отправляетесь в паломничество в Индию. Зачем?
– Мы пробовали ездить в другие страны: были в Таиланде, сейчас нас зовут на Бали (там, оказывается, много слушателей Odnono. Например, на концертах в Гоа мы собираем больше людей, чем в Москве). Почему Индия? Впервые я побывал там 10 лет назад. Отчетливо помню, как я шел босиком по пыльной дороге в древнем городе Вриндаван. У меня к тому моменту уже почти не было денег, это были последние дни пребывания там… Много всего произошло со мной в этой «безумной» Индии, но в тот момент я чувствовал, что я дома. Я плакал. Это не было ощущением какой-то земной, материальной родины. Я чувствовал духовную связь с настроением и определенным состоянием, которые царили в этом городе пяти тысячи храмов. Я ежегодно стараюсь посещать не столько Индию, а святые места Индии. Безусловно, мы заезжаем в Гоа, концертируем, учимся индийскому, африканскому вокалу, суфийскому пению, но хотим поделиться именно духовными открытиями с людьми.
– Индия – одна из самых вегетарианских стран. Давайте перейдет к главной теме нашего издания. Какие открытия в сфере вегетарианской кулинарии вы сделали в последнее время?
– Я понял, что самое вкусное – это что-то самое простое. Недавно я гостил у друга, и мы готовили очень простые блюда: запекали вкуснейшие тыквы, батат. Оказывается, корка у тыквы очень вкусная! Просто специи, соль, тыквенное масло – такое темное, плюс авокадо. Космос! Я склоняюсь к простой кухне. Сейчас даже все ем без хлеба. Очень хочу перейти на веганство по этическим соображениям, но никак не могу устоять перед сыром. Вообще, я люблю готовить, готовлю давно, но сейчас пришел к тому, что лучше проще. А вообще, знаете, мое любимое – это гречневая паста, вяленые греческие оливки, запеченные лодочки из кабачков, посыпанные сыром и специями.

– Борис Гребенщиков с свое время говорил про «молитву и пост». А вы как к аскезам относитесь?
– Я кришнаит. У нас кулинарная религия. Моя традиция разрешает есть вкусную и прекрасную пищу, предложенную Богу. Но мое тело не всегда готово к таким отношениям. Поэтому сейчас я не ем жареное, а ем более сатвичную («благостную» – прим. ред.), вареную, печеную пищу. Пост да молитва – хорошо, но искать вкусы в простоте, мне кажется, тоже. В будущем это будет актуально.
– Несмотря на то, что физические границы сейчас закрыты, но есть впечатление, что все доступно. Как думаете, можно ли еще больше раздвинуть границы и если да, то как, в какую сторону?
– Я размышлял недавно над тем, что хочется менять мир и изменять его в лучшую сторону. Но зачастую мы не знаем как. Очень много войн и политики. Нас хотят очень жестко контролировать и диктовать, что нам делать. Многие люди выходят на улицу и становятся пушечным мясом, протестуя. Моя главная революция – это расширение сознания. Моя мантра, которую я каждое утро повторяю, – вот что есть революция. Потому что этот звук действительно может менять сознание людей, влиять на пространство. В отличие от временных изменений, которые несут транспаранты, коктейли Молотова и бунты. Но есть одно «но»: внутренняя работа должна быть искренней. Она должна быть криком, вырываться изнутри. Каждое утро, каждая молитва, каждая мантра должна быть наполнена тобой. Кто-то говорит, что молитва – ерунда. В этих молитвах и каждодневной работе над качествами своего характера и кроется настоящая революция. Если мы действительно будем таким образом работать над собой, то сможем менять сердца других людей. Вот в этом и заключается расширение.?
Беседовала Наталья Федотова
Фото: Катерина Самофеева, Туйми Валентина, Андрей Исакин, Ульяна Вишнякова