Увлечение книгами Карлоса Кастанеды пережили многие, но мало кто догадывался, что шаманские практики Мексики применимы в повседневной жизни. Долгое время ученики Кастанеды хранили свои знания, но в конце ХХ века была создана система Тенсегрити. На практике тенсегрити напоминает сочетание китайского цигун и европейской психодрамы. О том, что это за метод, как он способен изменить жизнь, а также о себе как ученике Карлоса Кастанеды рассказывает инструктор Тенсегрити Джим Моррис.
Джим – ученик учеников Кастанеды, он долгое время жил и работал в Лос-Анджелесе, где и придумал себе американское имя. На самом же деле Джим родом из Франции, но его французское имя Гийом Морера осталось в прошлом, как и его жизнь до встречи с Тенсегрити.
Джим, расскажите о вашем «знакомстве» с Тенсегрити. Почему вы решили изменить свою жизнь и начали изучать, а затем и преподавать Тенсегрити?
В молодости я был совершенно обычным юношей, стремился к известности и мечтал изменить мир. Я был актером, работал в театре и был очень увлечен этим. Изменилось все благодаря книгам Кастанеды. Директор театра посоветовала мне почитать Кастанеду: она считала, что я плохой актер и что мне нужно лучше владеть своим телом. Я взялся читать – и понял, что это потрясающая мудрость, истина, которую я всегда знал, но нуждался в том, чтобы услышать ее.
На что было похоже это переживание?
Это был выход в какое-то другое измерение сознания. Я почувствовал себя под огромным небом, я стал чистым восприятием, я чувствовал могущественные силы Вселенной... Когда я вернулся в обычное состояние, мир вроде бы был прежним, но я чувствовал себя иначе – как будто мне больше не нужно нести груз, пытаться изменить мир.
И тогда я решил полностью изменить мою жизнь и поехал в Лос-Анджелес учиться Тенсегрити.
Кто был вашими учителями?
Моими учителями стали Рени и Найи Мюррез. Я до сих пор часто общаюсь с ними и с Кэрол Тиггс, «половинкой» Кастанеды, она остается хранителем знаний Тенсегрити. Понемногу я стал ассистировать в классах, затем начал преподавать сам.
Как бы вы описали Тенсегрити человеку, который совсем не знаком с этой практикой?
Я бы сказал, что это адаптированное к современности знание шаманов древней Мексики, комплекс движений и дыхательных упражнений, который позволяет почувствовать свое тело, войти в состояние осознания, получить опыт работы со своим энергетическим телом. Коротко – это искусство навигации в состоянии осознания.
В чем отличие Тенсегрити от шаманских практик?
Тенсегрити – не сакральное знание, оно не вызывает «измененных состояний сознания» или ярких шаманских путешествий, мы не используем ни бубен, ни пейотль, который употреблял Дон Хуан и другие шаманы. Тенсегрити – это техники, которые позволяют войти в контакт со своей энергией, управлять ею, хорошо себя чувствовать. Это практика, которая адресована современному западному человеку, в ней нет ничего мистического, несмотря на название движений – «магические пассы» (улыбается).
А для чего нужны «магические пассы»?
Они открывают энергетические каналы, направляют потоки энергии и позволяют нам почувствовать свое тело.
Тенсегрити использует элементы, близкие тем, которые используют психотерапевты. В чем сходство и различие Тенсегрити с психотерапевтическими практиками?
Тенсегрити не психотерапия, хотя она, действительно, позволяет решить многие наши внутренние проблемы. Мы используем приемы, которые позволяют осознать и изменить паттерны нашего поведения. Это и меняет нашу реальность. Но все, что происходит, делает сам человек, а не кто-то другой. Мы «идем» только туда, куда можем пройти сами в этот конкретный момент, мы не затрагиваем глубинные слои психики, работаем только в состоянии осознанности.
Был ли у вас опыт других энергетических практик?
Я работал с молитвой и прощением. Был опыт работы с ароматами, очень интересная практика. Один перуанец разработал методику использования ароматов для пробуждения восприятия. Это позволяет многое открыть в себе. Отличие Тенсегрити, на мой взгляд, в том, что Тенсегрити – это комплексная практика, в которой задействованы и движения, и дыхание, и общение. Такой подход позволяет быть целостным, быть собой в каждый момент практики.
Практикуют ли Тенсегрити в вашей семье?
Нет. Мои родители не могли, конечно, не заметить, как сильно я изменился. Они принимают то, чем я занимаюсь, но не видят в Тенсегрити практику для себя.
Расскажите немного об истории Тенсегрити – когда появилась эта практика?
Первые семинары стали проводить в середине 90-х годов. Долгое время знание оставалось тайным, потому что никто не понимал, как вообще возможно его адаптировать для западного сознания, возможно ли сделать это всеобщей практикой. Ученики Дона Хуана, сам Карлос Кастанеда, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер Грау и Кэрол Тиггс создали систему движений и дыхательных упражнений для работы с энергетическим телом, а через него уже с телом физическим и с эмоциями. Были приведены к современной форме некоторые приемы, такие как «перепросмотр», «карта тела», «театр бесконечности». Постепенно практика Тенсегрити получила развитие. Сегодня мы проводим семинары по всему миру, организуем и туры в Мексику, к истокам учения.
«Места силы» позволяют иначе почувствовать практику?
Конечно. Там совсем другая энергия!
Что дает нам Тенсегрити?
Состояние расширенного сознания, больше внутреннего спокойствия, чувство наполненности энергией и силу осуществлять свои намерения.
Все это при том, что вам не нужно каким-то образом изменять ваш привычный образ жизни. Как правило, изменения происходят сами собой.
Как, на ваш взгляд, режим питания влияет на наше энергетическое тело?
Я убежден, что мы – то, что мы едим. Поэтому нужно очень внимательно слушать свое тело и понимать, что ему нужно. Я сторонник осознанного питания. Есть, например, люди, которым необходим протеин. Значит, нужно уважать эту необходимость. Есть те, кто получает больше энергии из сырых продуктов – им стоит следовать своим потребностям... Мы все уникальны, поэтому самое драгоценное, что мы можем сделать для себя, – это пребывать в состоянии осознанности.
Беседовала Анна Конева