В эти дни по всей стране проходит Всероссийский экологический флешмоб «Разделяй с нами», призванный научить людей раздельно собирать отходы и отправлять их на переработку. О проекте, целях и трудностях при его реализации в интервью корреспонденту Vegetarian рассказала директор программ зеленого Движения «ЭКА» Людмила Андреева.
Расскажите о проекте?
Организаторы флешмоба «Разделяй с нами» – Фонд поддержки молодежных инициатив «Эра» при поддержке The Coca-Cola Foundation и экспертной поддержки Движения «ЭКА». Мы рассчитываем, что к флешмобу присоединится как можно больше людей, потому что тема раздельного сбора отходов очень важна для нашей страны. Сейчас в флешмобе зарегистрировано порядка 8000 тысяч, мы продолжаем активно работать над привлечением участников.
Расскажите о ключевых людях, которые стали фундаментом для воплощения проекта?
У нас целая команда. В создании и реализации флешмоба, его продвижении участвует много людей, все они сами практикуют раздельный сбор отходов в своей жизни. Стоит отметить Центр экономии ресурсов – наших партнеров, которые разрабатывали задания флешмоба, основываясь на огромном практическом опыте продвижения раздельного сбора.
Какую цель ваша команда для себя поставила?
Вовлечь людей в практику раздельного сбора отходов. Сделать это в игровой форме эко-флешмоба, наполненного интересными заданиями. Одна из важных практических целей – увеличение объема отходов, которые пойдут в переработку. Для нас важно научить людей обращаться с мусором как с источником ценного вторсырья для производства новых вещей, а также снижать образование отходов в быту, уменьшая объем мусора, попадающего на свалки.
Расскажите о главных инициаторах и партнерах – компании Coca-Cola?
Флешмоб является частью одноименной программы Coca-Cola Россия под названием «Разделяй с нами», направленной на продвижение культуры и практики раздельного сбора отходов. Программа реализуется с 2016 года и тематически разделена на две части: инфраструктурную и просветительскую. Инфраструктурная включает в себя расстановку контейнеров и сбор пластика в школах, университетах и дворах в шести регионах. В дальнейшем география будет расширяться. По итогам 2016 года Coca-Cola отправила на переработку более 4800 тонн пластиковых отходов. Просветительская часть, в свою очередь, направлена на обучение населения раздельному сбору отходов и развитие данной культуры на всех уровнях: от отдельного человека – до общества в целом. За реализацию просветительской части отвечает наш фонд «ЭРА» при поддержке движения «ЭКА». Среди других просветительских мероприятий: общероссийскиеэкологические уроки для старшеклассников,квест для студентов «Разделяй с нами», а такжегородские праздники «Экодвор».
Какие вы встретили трудности при воплощении проекта?
Один из вызовов, с которым мы успешно справились, – это грамотная IT-реализация проекта. Мы стремились, чтобы пользователям было удобно выполнять задания, загружать отчеты, зарабатывать баллы, оценивать работы других пользователей. Требовалось продумать много деталей. А второй вызов, над которым мы активно работаем, – привлечение как можно большего количества участников и распространение идеи раздельного сбора и переработки отходов.
Расскажите про задания? Какие из них вы считаете наиболее интересными?
Флешмоб состоит из 13 заданий, которые учат сортировать отходы для сдачи их в переработку. Мы рассчитываем, что благодаря выполнению заданий флешмоба, участники станут производить меньше отходов, заменяя одноразовые вещи на многоразовые или покупая продукцию из вторсырья. Есть творческие задания, например, съемки видеороликов, создание арт-объектов и другие, которые помогут участникам снизить свой экослед и научат разумному обращению с отходами. Люди, набравшие больше всего баллов в флешмобе, получат призы – это десять планшетов, экологические книги, экосумки и другие призы. Всего более 2000 призов.
На всю Россию пока около восемь тысяч участников. Как вы думаете, в чем причина небольшого количества?
Эта тема новая и непростая для России – последнее время много разговоров про раздельный сбор отходов, однако переходить к делу готовы не все – флешмоб придуман как раз для тех, кто готов начать действовать. Флешмоб продолжается, присоединяются новые участники, поэтому пока рано подводить итоги! Недавно мы проводили онлайн-конференцию среди вузов-участников программы «Разделяй с нами», и одна из участниц привела статистику по запросам в Яндексе. Слово «экология» запрашивается 1 200 000 раз в месяц, а песня «Тает лед» (прим ред. популярная песня группы «Грибы») – более четырех миллионов. Это говорит о том, что тема экологии не является актуальной для жителей страны. Наше мировоззрение таково, что мы живем в экологически благополучной стране, у нас все хорошо: есть озеро Байкал, леса Сибири и моря вокруг. Но на самом деле в каждом из регионов есть экологические проблемы. Мы работаем над тем, чтобы люди узнали о проблемах.
Планируются ли еще проекты?
В рамках программы, о которой мы уже рассказывали, продолжатся и экологические уроки для школьников, в которых приняли участие уже более 15 тысяч учителей, и экологический квест для новых вузов-участников «Разделяй с нами», благодаря которому 25 вузов внедрили раздельный сбор отходов. Планируется продолжить развитие проекта «Экодвор», направленный на вовлечение местных жителей в раздельный сбор отходов, умное обращение с вещами и улучшение своего двора.
Флешмоб проходит с 30 марта по 25 июня 2017 года, подробнее о проекте можно узнать на официальном сайте.
Беседовал Игорь Кобыляцкий