![]() |
Выход этот был изобретен не вчера. Осталось только дождаться героев, которые взялись бы довести идею до практического, причем массового применения. Системы сверхскоростной зарядки на остановках желательно сделать автоматизированными, дабы водитель не покидал кабины. Правда, аккумуляторы, способные хранить приличное количество энергии на единицу веса, не очень охотно переваривают большие токи, так что для наполнения их «под горлышко» нужно приличное время. И кто будет в час пик ждать такой заправки?
К счастью, существует замечательная альтернатива химическим батареям — суперконденсаторы. По удельной емкости они хуже, к примеру, литиевых батарей на порядок, а то и больше. Зато умеют очень быстро заряжаться. Именно такой транспортный проект развивают китайские компании Sinautec и Shanghai Aowei Technology совместно с американскими Sinautec Automobile Technologies и Foton America Bus. Последняя производит в США автобусы и грузовики под маркой, принадлежащей китайской Beiqi Foton Motors, и одновременно занимается альтернативными технологиями: гибридами, машинами, работающими на сжатом природном газе и водороде, теперь вот и электрическим транспортом. Aowei же – специалист по суперконденсаторам, ну а за Sinautec Automobile — общее проектирование системы.
С 2006 года партнеры тестируют на одной из коммерческих линий в Шанхае 17 опытных образцов суперконденсаторных автобусов (Ultracap Bus). Когда такая машина подъезжает к остановке, водитель нажимает на кнопку и над крышей поднимается токоприёмник. Он подключается к двум проводам, висящим над землей словно провода троллейбуса (но по длине не выходящим за территорию остановки). Чтобы принять порцию энергии, достаточную для броска к следующему пункту на маршруте, Ultracap Bus требуется всего две минуты: это происходит, пока пассажиры выходят и входят в автобус.
Апробация технологии в Шанхае показала выгоду «суперавтобусов». Во-первых, и это едва ли не главное, они по оценке партнеров оказались примерно на 40% дешевле, чем автобусы с литиево-ионными аккумуляторами. По сравнению с троллейбусом они вышли экономичнее. В отличие от «рогатого» транспорта Ultracap Bus более свободно чувствуют себя на улицах. Если число маршрутов и, соответственно, зарядных остановок увеличить, каждый суперконденсаторый автобус сможет легко колесить едва ли не по всему городу.
Исходя из нынешних цен на электричество и дизтопливо, партнеры посчитали, что «топливные расходы» суперавтобуса на порядок ниже обычного, что означает экономию порядка $200 тысяч за обещанные 12 лет жизни машины. Надежность и простота силового агрегата — ещё один плюс новинки в сравнении как с дизельными, так и с аккумуляторными соперниками. За три с лишним года работы в Шанхае ни у одного Ultracap Bus не случилось ни одного отказа.
Что до «углеродного следа», то, по словам исполнительного директора Sinautec Automobile Technologies Дэна Е, даже если считать, что всё электричество для Ultracap Bus получается на угольной электростанции, такой автобус «выбрасывает» в атмосферу только треть от углекислого газа, выделяющегося дизелем. И ведь всегда остаётся возможность вырабатывать электричество более «зелеными» способами.