Чипсы, хот-доги, шоколадные батончики и прочий фастфуд легко утоляют голод, но столь же стремительно приводят к ожирению и диабету. Основная целевая аудитория этих продуктов - дети и подростки. На сегодняшний день в мире страдают ожирением или имеют лишний вес более 177 млн детей, причем из них 22 млн -- малыши в возрасте до пяти лет.
Не стоит успокаивать себя тем, что эта проблема касается лишь объедающихся гамбургерами американцев.
«В России наблюдается несбалансированное потребление ряда микронутриентов, а также продуктов питания с высоким содержанием жира, сахара, соли, что приводит к распространению ожирения среди российских детей, особенно в крупных городах», - констатировал в беседе с журналистами глава правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
А по словам эксперта Эндокринологического научного центра Минздравсоцразвития Екатерины Торшиной, каждые 20 лет число детей, больных диабетом, удваивается.
Специалисты КонфОПа, обнародовав неутешительную статистику, собранную Всемирной организацией здравоохранения, в принципе не сказали ничего нового, однако выступили с довольно радикальным предложением - изгнать с российских телеканалов рекламу «неправильной» еды. Так, по мнению г-на Янина следует запретить показ в «детское время» (с шести часов утра до девяти вечера) роликов, «рекламирующих продукты с повышенным содержанием соли, сахара и жиров». «Особенно привлекательно в рекламе выглядят мультипликационные персонажи, весело жующие продукты, состав которых вреден для детского организма», - посетовал председатель КонфОП.
Идея, предложенная Дмитрием Яниным, не нова. О необходимости серьезных ограничений рекламы фастфуда (который получил еще одно, нелестное прозвище junk food - «помойная еда») впервые заговорили американские коллеги конфоповцев. А наиболее последовательная борьба против нездоровой пищи была развернута в Великобритании. Законодательство Соединенного Королевства запрещает рекламу, обращенную непосредственно к аудитории «до 16» и не позволяет использовать в телероликах образы поп-звезд, героев мультфильмов и комиксов. За неукоснительным соблюдением этого запрета следит Ofcom - регулирующий орган телекоммуникационного рынка Великобритании.
СМИ несут весьма ощутимые убытки (к примеру, в 2007 году британские массмедиа недополучили из-за этого около 75 млн долл.), но вынуждены считаться с общественным мнением - более 80% жителей страны поддержали введение запрета. Поэтому в прошлом году было решено распространить ограничения на печатные СМИ, интернет-сайты, наружную рекламу и кинотеатры.
Российские борцы за права потребителей обещают «разобраться» не только с телерекламой, но и с самими ресторанами быстрого питания, в первую очередь с российским представительством одной весьма известной транснациональной корпорации. «Мы намерены подать в суд на одно крупное предприятие фастфуда, в своем меню имеющее так называемый детский обед. Мы считаем это введением потребителей в заблуждение, так как продукты не являются детским питанием», - сообщил журналистам Дмитрий Янин.