Европейская комиссия бросила вызов массовому потреблению, предложив новые правила в отношении качества продукции. В дальнейшем вся одежда, мебель и смартфоны, продаваемые в Европе, должны быть более долговечными и простыми в ремонте. Последние дополнения основаны на существующих правилах экодизайна, которые обеспечили значительную экономию энергии и потребительских ресурсов в ЕС.
Инициатива была запущена на этой неделе и призвана вдохновить на сознательное отношение на каждом этапе жизни продукта. Производители должны будут учитывать данные правила в процессе проектирования, в то время как потребители будут нести ответственность за ремонт и эффективную утилизацию по окончании срока эксплуатации. В целом предпринимаются усилия для того, чтобы превратить устойчивую продукцию в норму. В стремлении денормализовать потребление быстрой моды, текстильные изделия, изготовленные на устойчивой основе, являются центральным пунктом Плана действий по развитию экономики замкнутого цикла.
Что означают новые правила для компаний по производству одежды?
«Пришло время покончить с моделью «бери, делай, ломай и выбрасывай», которая так вредна для нашей планеты», — сказал уполномоченный ЕС Франс Тиммерманс в заявлении о новой инициативе. Стратегия устойчивого и кругового текстиля направлена на то, чтобы реально начать уничтожение этой вредной модели. Это означает, что любые компании, которые до сих пор извлекали выгоду из постоянных новых коллекций одежды, выполненных по большей части из дешёвых и не подлежащих переработке материалов, больше не будут легко доступны в ЕС. Вместо этого производители будут обязаны доказать долговечность и экологичность всего, что они намерены продавать европейским потребителям, с помощью «цифровых паспортов продукции».
К 2030 году регулирующие органы надеются, что все текстильные изделия, поставляемые на европейский рынок, будут долговечными и полностью перерабатываемыми.
Наряду с освещением обязанностей производителей эта инициатива направлена на просвещение покупателей. Потребителям будет предоставлен более лёгкий доступ к информации об эффективной переработке, повторном использовании и ремонте одежды. Это будет иметь форму программы расширения прав и возможностей, предназначенной для вооружения покупателей знаниями, необходимыми для принятия обоснованных решений, и направлять спрос на экологичные продукты.
Новые правила нацелены на быструю моду из-за её воздействия на окружающую среду. Европейское агентство по окружающей среде отмечает, что использование одежды является четвертым по величине воздействием на климат в регионе. Одежда идёт после еды, жилья и транспорта. Несмотря на то, что производство одежды в основном происходит за пределами Европы, её граждане создают спрос на продукцию быстрой моды. С точки зрения расчётов, потребности среднего человека в одежде требуют 9 кубических метров воды, 400 квадратных метров земли и создают углеродный след в 270 кг.
Великобритания должна присоединиться
В отличие от своих континентальных коллег, правительство Великобритании решило не возлагать бремя ответственности на производителей одежды и розничных торговцев. Оно отклонило большинство предложений Комитета по экологическому аудиту в 2019 году, включая возложение на производителей ответственности за расходы по лучшей переработке и эффективному сбору одежды. Текстильные отходы были сделаны приоритетом, но мало что было выполнено, чтобы продвинуть вопрос. Тем не менее в этом году Великобритания ввела в действие Кодекс о Зелёных Требованиях, чтобы бороться с гринвошингом во многих отраслях, при этом мода была выделена в качестве ключевого виновника.
В то время как Великобритания больше не является частью ЕС, она должна будет тесно сотрудничать с ней в вопросе быстрой моды, хотя бы по той причине, что поддерживает свои внутренние бренды.
«Если ожидания брендов в Великобритании по сравнению с отношением ЕС расходятся, мы надеемся, что это будет способствовать более сильным ожиданиям от будущего законодательства Великобритании», — сказала в заявлении Тамара Чинчик, пресс-секретарь Круглого стола по вопросам моды. «Вот почему так важно, чтобы как британские бренды, так и правительство были внимательны к этой стратегии, поскольку ЕС остается нашим крупнейшим и, по сути, самым близким торговым партнером для текстильной и модной промышленности.
Круговая мода на подъеме
ЕС не единственный, кто пытается справиться с кризисом быстрой моды. В то время как Европейская комиссия стремится включить текстильные изделия в гораздо более широкую инициативу по обеспечению устойчивости, целенаправленные усилия предпринимаются в других частях мира.
Одна из мировых модных столиц, Нью-Йорк, в январе заняла активную позицию против неустойчивой моды. Государство представило свой новый Закон об устойчивости моды и социальной ответственности, призванный обеспечить, чтобы успешные модные компании, работающие в Нью-Йорке, делали это с учетом экологических соображений. Тарифы за несоблюдение установленных требований должны быть непомерно высокими, с тем чтобы содействовать повышению транспарентности производственно-сбытовых цепочек и совершенствованию методов работы. Стелла Маккартни была в числе первых дизайнеров, которые пообещали её поддержку.
Секонд-хэнд шоппинг переживает серьёзный бум «бережливости» или покупок «бывших в употреблении вещей», которые популярны среди более ориентированного на экологию потребителя. Это привело к росту числа онлайн-платформ одежды, а в некоторых случаях и к ключевым слияниям, которые приводят к тому, что потребители получают всё больший выбор. Ранее в этом месяце сообщалось, что Vestiaire приобрела Tradesy, в сделке, в рамках которой парижская и лос-анджелесская платформы перепродажи объединились в одно целое.
Перевод: Евгения Карташева
Фото: Parker Burchfield/Unsplash