Вообще-то я никогда не считала себя вегетарианкой, просто уже 16 лет не ем мясо. В течение 10 лет я преподаю йогу и считаю, что каждый, кто выбрал этот путь, должен осознанно подходить к тому, что попадает в его организм и, тем самым, становится частью его самого, частью его тела и сознания.
С точки зрения йоги, практиковать вегетарианство нужно по двум причинам. Первая причина кармическая. Все, что мы делаем рано или поздно вернется к нам в виде тех или иных последствий. Если мы причиняем боль, совершаем насилие над живыми существами, то нам когда-нибудь придется держать ответ за это насилие. Причем согласно философии йоги, ответственность разделяет и тот, кто непосредственно совершает насилие, и тот, кто одобряет это. Вторая причина более тонкая. Как известно, высшей целью практики йоги является достижение состояние медитации и самореализации (самадхи). Это возможно только тогда, когда поток мыслей постепенно уменьшается и устанавливается внутренняя тишина. В этот момент вы слышите голос своего внутреннего Учителя. Это состояние гармонии и умиротворения, пережив которое, вы возвращаетесь к обычной жизни, будучи уравновешенным, терпимым и полным любви к окружающему миру. Медитация наступает только тогда, когда в теле и уме человека преобладает так называемая гуна саттва (качество света и благодати). Ум людей, употребляющих в пищу мясо, находится в состоянии раджаса (движения, энергии) и тамаса (инерции, лени). Если невегетарианец говорит, что он регулярно практикует медитацию, то он попросту говорит неправду. Это невозможно.
С другой стороны, не всем же так надо пребывать в состоянии медитации! Многие из тех, кто занимаются йогой, даже не задумываются об этом. И ничего страшного! Если честно и преданно заниматься, вопрос о вегетарианстве рано или поздно встанет сам собой. Ведь регулярная и стабильная практика сама собой способна увеличивать долю саттвы в теле и уме практикующего. И в тот момент, когда он поймет, что ахимса (ненасилие) должно стать частью его жизни, он с меньшим трудом откажется от мяса, рыбы или чего-то еще. Кстати, практика ахимсы предполагает и отказ от мехов, кожаных изделий и т.п.:-))))
На мой взгляд, очень важно соблюдать ненасилие по отношению к самому себе. Если в какой-то момент человек решает, что с понедельника он не ест мясо, а к среде готов убить всех окружающих, это значит, что ему просто пока рано полностью отказываться от своей привычки.
Другим важным показателем является отношение вегетарианца к невегетарианцу. По-настоящему соблюдающий практику ненасилия никогда не выкажет агрессии, ненависти и злобы, и даже на словах не станет осуждать того, кто по каким-то причинам не разделяет его взгляды. Очень часто бывает, что начинающий вегетарианец и даже вегетарианец со стажем, «тиранит» своих близких, осуждает мясоедов за поедание «трупов». Это говорит о том, что практика вегетарианства не до конца искренняя. Мое глубокое убеждение заключается в том, что только личным примером, отсутствием враждебности и любовью к ближнему можно убедить кого-либо стать вегетарианцем всерьез и надолго.
Несколько лет назад мне посчастливилось быть переводчиком у моего любимого учителя по индийской философии. Будучи вайшнавом и преданным Кришны, он не только не ест мяса и рыбы, но и не ходит в те рестораны и дома, где все это готовится. Вегетарианство он пропагандирует с редкой бескомромиссностью и невероятным пылом. Помню, на одной из лекций он говорил, что убийство коровы или свиньи ничем не отличается от убийства любимого домашнего животного, и предлагал представить, что вы берете нож и идете с ним на своего любимого котенка или щеночка... Никто не мог сдержать слез. Многие рассказывали потом, что отказались от мяса. А еще через год выяснилось, что практически все вернулись к своей привычке... Решение, принятое под влиянием мимолетной эмоции, не всегда способно переломить санскару — отпечаток в сознании, прочно зафиксированный в нашей памяти от многократного повторения одного и того же опыта.
Мое личное решение об отказе от употребления мяса, напротив, всегда встречало довольно ожесточенное сопротивление моих близких, бесконечные язвительные подколки и жалостливые слова, вроде: «Ах, бедняжка, ты так больше никогда шашлычка и не попробуешь?» С другой стороны, всегда были и есть люди, которые пытаются убедить меня в том, что вегетарианство крайне неполезно. Оно, мол, ведет к анемии, снижению иммунитета, расстройству нервной системы. Ничего такого за собой за все эти годы не замечала. Конечно, если у человека есть обеспокоенность своим физическим здоровьем и большие сомнения в пользе вегетарианства, то, скорее всего, из этой затеи ничего хорошего не получится. Может быть, таким людям стоит посоветовать просто уменьшить долю животной пищи в своем рационе, научиться готовить вкуснейшие вегетарианские блюда и придерживаться растительной диеты несколько раз в неделю. Ведь иногда очень многое упирается в банальную ситуацию, что человек не знает, что и как готовить из растительных продуктов. Я сталкивалась много раз с вопросом: «Если ты не ешь мясо, то что же ты тогда ешь?» Действительно, в России для очень многих людей полноценный ужин — это кусок мяса с картошкой или макронами.
Мне, конечно, необычайно повезло в этом смысле, потому что пять лет назад я вышла замуж за индийского брамина, для которого вегетарианство — это нечто само собой разумеющееся. В Индии быть вегетарианцем не составляет никакого труда. Теплый климат, свежие овощи и фрукты круглый год, невероятно низкие цены на растительные продукты. Остается только удивляться, как там вообще можно есть мясо. В России, конечно, дела обстоят иначе. Шесть месяцев в году — зима, овощи и фрукты полны нитратов и пестицидов, а цены на них иногда просто «заоблачные». Мы большую часть времени живем в Москве, но и из имеющихся здесь продуктов научились готовить необыкновенно вкусные блюда индийской кухни. В Индии широко используются различные виды бобовых, рис, разнообразные овощи, а, главное, специи. Именно они не дают «скучать» нашим вкусовым рецепторам. Большинство из этих специй, различные виды чечевиц и далов можно приобрести и в московских магазинах. С овощами больше проблем, особенно зимой, но палак панир (шпинат с домашним сыром) у нас всегда получается отменно. Кстати говоря, если приготовление индийских блюд вам кажется сложным (хотя это и не так), советую обратить внимание на итальянскую кухню — в ней полным-полно рецептов, отлично подходящих для вегетарианцев. Самое главное — готовить с хорошим настроением и позитивными мыслями. Помните о том, что в конечном счете, то, что вы съедаете, становится вашей внутренней силой... или слабостью.
Еще хотелось бы сказать несколько слов на тему детского вегетарианства. За пять лет на мою долю дважды выпала радость материнства. У нас подрастают два сына, а сейчас мы ждем еще и дочку. Полный отказ от употребления мяса во время всех беременностей никак не сказался на здоровье малышей (справедливости ради надо сказать, что иногда я ела рыбу, причем настоял на этом муж). Но сейчас мы не запрещаем детям есть курицу, приготовленную бабулей. У меня нет четкого убеждения в том, что в детском возрасте можно совсем обойтись без животного белка. Это нам, «старичкам», уже никуда расти не нужно. И еще мне очень хочется, чтобы мои дети сделали свой осознанный выбор. Когда родители делают выбор за детей, очень часто получается, что дети стараются поступить вопреки. Абсолютно все случаи, известные мне, когда родители воспитывали своих детей строгими вегетарианцами, заканчивались тем, что дети в конечном итоге становились отчаянными мясоедами. Строгий запрет всегда порождает повышенное любопытство и соблазн его нарушить.
Словом, вегетарианец вы или нет, это не делает вас хуже или лучше окружающих. Лучше или хуже нас делают наши мысли, слова и поступки. И если эти мысли, слова и поступки становятся светлее, чище и возвышеннее в результате перехода на вегетарианский образ жизни — честь вам и хвала! Мир стал чуть-чуть лучше и добрее!