Большая часть стран мира уже ввела законы, вводящие ограничения на производство и использование пластиковых пакетов. Почему же ситуация не меняется и пластиковое загрязнение неизменно угрожает окружающей среде планеты?
С пластиковыми пакетами идет настоящая война. В недавнем отчете Института мировых ресурсов и программы ООН по окружающей среде сообщалось, что по крайней мере 127 стран (из 192 рассмотренных) уже приняли законы для регулирования пластиковых пакетов. Эти законы варьируются от прямого запрета на Маршалловых Островах до постепенного отказа в таких местах, как Молдова и Узбекистан.
Тем не менее, несмотря на усиление требований, пластиковое загрязнение неизменно остается серьезной проблемой. Ежегодно в океан попадают около 8 миллионов метрических тонн пластика, который наносит вред подводным жителям и экосистемам и, попадая в пищевую цепочку, угрожает здоровью людей. Согласно исследованиям, частицы пластика обнаруживаются даже в человеческих отходах в Европе, России и Японии. По данным ООН, загрязнение водоемов пластиком и его побочными продуктами является серьезной экологической угрозой.
Компании производят около 5 триллионов пластиковых пакетов в год. Каждому из них может потребоваться более 1000 лет для разложения, и лишь немногие из них перерабатываются.
Одной из причин, по которой пластиковое загрязнение продолжается, является то, что регулирование использования пластиковых пакетов во всем мире крайне неравномерно, и существует множество лазеек для нарушения установленных законов. Вот несколько причин, почему правила, касающиеся пластиковых пакетов, не помогают в борьбе с загрязнением океана так эффективно, как хотелось бы:
1. Большинству стран не удается регулировать пластик в течение всего его жизненного цикла.
Очень немногие страны регулируют весь жизненный цикл пластиковых пакетов – от производства, распространения и торговли до использования и утилизации. Только 55 стран полностью ограничивают розничную дистрибуцию пластиковых пакетов одновременно с ограничениями на производство и импорт. Например, в Китае запрещен импорт пластиковых пакетов и предполагается, что розничные продавцы должны взимать с потребителей плату за пластиковые пакеты, но производство или экспорт пакетов при этом никаким явным образом не ограничиваются. Эквадор, Сальвадор и Гайана регулируют только утилизацию пластиковых пакетов, но не их импорт, производство и использование в розничной торговле.
2. Страны предпочитают частичный запрет, а не полный.
89 стран вместо полных запретов предпочли ввести частичные запреты или ограничения на пластиковые пакеты. Частичные запреты могут включать требования к толщине или составу пакетов. Например, Франция, Индия, Италия, Мадагаскар и некоторые другие страны не имеют прямого запрета на все пластиковые пакеты, но они запрещают или облагают налогом пластиковые пакеты толщиной менее 50 микрон.
3. Практически ни одна страна не ограничивает производство пластиковых пакетов.
Ограничения объема производства, возможно, одно из наиболее эффективных средств контроля выхода пластмасс на рынок, но при этом – наименее используемый механизм регулирования. Только одна страна в мире – Кабо-Верде – ввела явный лимит на производство. Страна ввела процентное сокращение производства пластиковых пакетов, начиная с 60% в 2015 году и до 100% в 2016 году, когда вступил в силу полный запрет на пластиковые пакеты. С тех пор в стране разрешены только биоразлагаемые и компостируемые пластиковые пакеты.
4. Множество исключений.
25 из 91 страны, в которых действуют запреты на использование пластиковых пакетов, предусматривают исключения, и часто не одно. Например, Камбоджа освобождает от запрета на ввоз небольших объемов (менее 100 кг) пластиковых пакетов в некоммерческих целях. 14 африканских стран имеют явные исключения в своих запретах на пластиковые пакеты. Исключения могут касаться определенных видов деятельности или продуктов. Наиболее распространенные исключения включают в себя обработку и транспортировку скоропортящихся и свежих пищевых продуктов, перевозку небольших розничных товаров, использование для научных или медицинских исследований, а также хранение и утилизацию мусора или отходов. Другие исключения могут разрешать использование пластиковых пакетов для экспорта, в целях обеспечения национальной безопасности (пакеты в аэропортах и магазинах беспошлинной торговли) или сельскохозяйственного использования.
5. Нет стимулов к использованию многоразовых альтернатив.
Правительства часто не предоставляют субсидий для многоразовых сумок. Они также не требуют использования переработанных материалов в производстве пластиковых или биоразлагаемых пакетов. Только в 16 странах имеются правила, касающиеся использования многоразовых сумок или других альтернатив, таких как сумки, изготовленные из растительных материалов.
Некоторые страны выходят за рамки существующих нормативных актов, стремясь к новым и интересным подходам. Они пытаются переложить ответственность за пластиковое загрязнение с потребителей и правительства на компании, которые производят пластмассу. Например, Австралия и Индия приняли законы, требующие расширенной ответственности производителей и политического подхода, при котором производители должны нести ответственность за очистку или переработку своей продукции.
Принимаемых мер по-прежнему мало для успешного противостояния пластиковому загрязнению. Производство пластмассы удвоилось за последние 20 лет и, как ожидается, будет продолжать расти, поэтому миру необходимо срочно сократить использование одноразовых пластиковых пакетов.
Вероника Кузьмина
Источник: World Economic Forum