Когда в нашей стране все больше людей стали задумываться о возрождении родноверия, то энтузиасты по крупицам начали собирать духовное и культурное наследие предков. Духовность и культура были неразрывны, переплетались и взаимодействовали друг с другом не одну сотню лет. Конечно, мировоззрение, религия не могла не оказать влияние и на питание древних славян. И тут закономерно встает вопрос: были ли знакомы предки с вегетарианством?
Нынешние проповедники родноверия стараются то ли углубить, то ли разнообразить учение различными индийскими терминами, адапировать их трактаты и заповеди к нашему образу жизни. Как следствие, родноверие ставится практически на одну ступень с вегетарианством. Прежде, чем доказывать другую точку зрения, заметим, что, по сути, вегетарианство было, однако имело несколько другие формы и отличия.
Родноверие сейчас может пропагандироваться под каким-угодно "соусом", но древнейшая история свидетельствует, что предки не были категорически против мяса. Но, во-первых, это было очень давно, во-вторых, с ростом самосознания народа и с началом оседлого образа жизни славяне перешли преимущественно на вегетарианство. Ему не придавался какой-то сакральный смысл, но всем было понятно, что так питаться лучше, этичнее и здоровее. В те времена бытовала среди философов поговорка: "Дикость славян сделала их святее, чем образованный Рим". И правда, в Риме бытовали дикие нравы, кровавые игрища. Ни о каком вегетарианстве не могло быть и речи. А природная чистота славян, трудившихся и живущих в простоте сердечной, делала их святее, а вегетарианство стало лишь естественным "побочным" эффектом народной мудрости.
Кстати, когда мы говорим "родноверие", то не всегда должны подразумевать русское язычество. Стоит обратить внимание и на верования народов Севера. Они тоже не были вегетарианцами, так как религиозной базы для этого не существовало. Однако даже они понимали, что убивать животных - очень плохо. Чтобы как-то унять угрызения совести и страх возмездия от природы, шаманы устраивали целые представления в костюмах и масках. Загнанному оленю они говорили, что не они виноваты, а медведь, который и напал на оленя. В других обрядах люди просили прощения у убитого животного, старались умилостивить его "дух", одевали маски.
В тех случаях, когда описывается жертвоприношение, тоже надо знать, что в племенах приносили самое ценное, и только постепенно повышающийся уровень культуры не позволял это делать с людьми. Впрочем, некоторые ученые говорят о возможности принесения в жертву пленных воинов. Как бы там ни было, очевидно, что вегетарианство может принять человек, находящийся на определенно высокой ступени личностного развития.
Среди основных задач родноверия реставраторы-язычники считают главной - возрождение древнего уклада, учения. Но лучше все-таки предложить современному человеку нечто большее. Такое, что будет соответствовать тому уровню, на котором он должен находиться. Иначе это не будет способствовать развитию духовности и неразрывно сопутствующего вегетарианства в нашей стране.