В 2019 году экологическая повестка уже не только во всех новостях, но и в лентах наших социальных сетей. «Зеленые» бизнесы, zero waste магазины, экоблогеры – вот кого мы видим каждый день, листая Instagram. Распространять информацию на электронных носителях вместо бумажных кажется шагом в будущее. Но настолько ли интернет экологичен, как принято считать?
Каждый день жители крупного города вынуждены отказываться от огромного количества ненужной бумаги, которую раздают на улицах: листовок, реклам, флаеров… Но некоторая часть этой макулатуры все-таки попадает к нам в руки – приходит в почтовый ящик абсолютно непрошено, как спам в электронной почте. Кажется, что спам, который можно удалить за пару секунд, исчезнет без вреда для планеты. А вот бумаге предстоит отправиться на переработку (а в очень грустном, но пока самом распространенном в России варианте, – на полигон). Это не совсем так.
Первый, самый очевидный минус интернета – потребление электроэнергии. В 2017-м были проведены исследования о процессе майнинга (от англ. mining – добыча) биткоина: авторы пришли к выводу, что майнинг затрачивает столько же энергии, сколько и некоторые страны, например – Ирландия. Но даже тем, кто никогда не использовал криптовалюту, стоит задуматься об осознанном использовании интернета на своих девайсах (а вдобавок – и об их грамотной утилизации). Если сравнивать бумажные письма и электронные, нельзя не заменить большую разницу между ними: используя бумагу, мы всегда стараемся уместить как можно больше информации в каждом письме, да и пишем их чаще всего по важному поводу. А вот электронные письма или сообщения в WhatsApp кажутся мелочью, писать отрывисто – удобно и быстро… Однако каждое подобное действие в интернете будет «стоить» около 50 граммов CO2e (эквивалент CO2). И на посты в Instagram, написанные на «зеленые» темы, это тоже распространяется.
Куда менее заметны ресурсные затраты на интернет – дата-центры, где размещаются все данные и оборудования компаний, которые находятся в интернете. Такие компании-гиганты как Google, Ebay, Apple и многие другие пытаются сократить потребление электроэнергии: солнечные батареи, ветряные мельницы, биотопливо, светодиодное освещение и многое другое. Например, дата-центр Ebay в Финиксе, США, находится буквально в пустыне. Звучит расточительно, ведь центр нужно постоянно охлаждать до необходимой температуры (а летом в Финиксе может доходить до +50). Однако инженеры центра смогли справиться с такими условиями с помощью обычной неохлажденной воды и технологии, использующей контейнеры, в которые помещают оборудование. Несмотря на эти усилия, дата-центры все равно потребляют огромное количество ресурсов. Инфраструктура всех дата-центров в мире требует столько же электроэнергии, сколько вся Великобритания. А тепло, производимое центрами, могло бы использоваться в качестве отопления для людей, но вместо этого оно уходит в никуда.
Но все же, дата-центры постепенно и структурно стремятся к экологичности, как и многие крупные компании (а маленьким бизнесам ничего не остается, кроме как догонять их). Но многие люди, простые потребители ресурсов, пока не торопятся подумать о планете. Например, результаты социального опроса ВЦИОМ говорят о том, что 63% взрослых россиян никогда не слышали о Грете Тунберг, в то время как видео с ее участием в рунете стабильно вызывают шквал гневных и оскорбительных комментариев.
Сейчас для нас распространение экоповестки с помощью интернета – определенно благо. Пока большинство людей сомневаются в эффективности раздельного сбора отходов и реальности глобального потепления, говорить об осознанности в использовании интернета рано. Но, кажется, весь 2019-й год посвящен тому, как без ущерба для себя менять образ жизни в лучшую сторону. И пока социальная осознанность, которая просыпается во многих после прочтения текста с фактическими данными о климате (казалось бы, всего лишь поста в интернете) стоит ценить выше, чем отсутствие экоследа.
Екатерина Носова