В чем особенности производства веганской обуви, насколько качественными бывают этичные материалы и дороже ли они, чем обычные? Сложно ли быть cruelty fee в реалиях XXI века? Об этом мы узнали из первых уст – у производителей vegan обуви из России и Бразилии.
Анна Кравец основательница бренда обуви ручной работы Anima Shoes (Россия)
– Из чего вы изготавливаете обувь?
– В основном мы используем экокожу последнего поколения – состоящую из микрофибры и полиуретана. Также на теплый период добавляем в ассортимент искусственную замшу (микрофибра) и растительные материалы – лен, джут, канвас и т. д.
– Что доступнее: этичная или натуральная кожа?
– Качественная экокожа, конечно, есть на рынке, но в гораздо в меньших объемах, чем натуральная. Мы долго искали своих поставщиков, перепробовав много разных материалов.
По стоимости премиальная экокожа не дешевле, а подчас и дороже кожи животных, так как она идет вся из-за рубежа, а это помимо приличной стоимости самого материала – дополнительные затраты на доставку, растаможку и тому подобное.
– Уступают ли этичные материалы натуральным по каким-либо характеристикам?
– Сегодняшние этичные материалы уже могут быть достойной и полноценной альтернативой материалам из кожи животных – они долговечны, пропускают воздух, не промокают, отлично выглядят и носятся.
– Правда ли, что большинство производителей обуви используют невеганский клей?
– Это уже несколько устаревший факт о животном составе клея. Почти все сегодняшние клеи полностью синтетические – это удобнее и выгоднее самим производителям клея, так как такой материал дольше хранится, легче транспортируется, и себестоимость его ниже.
– Почему в масс-маркете мало этичной обуви, на ваш взгляд?
– В масс-маркете, на самом деле, достаточно искусственной обуви, сумок, одежды и т.д., но насколько они этичны – хороший вопрос. Ведь этичная вещь – не только искусственная, она также не должна поддерживать быструю моду, быть производимой за достойную плату, чем в масс-маркете пренебрегают.
Сайт магазина: www.animashoes.com
Габриэль Силва, основатель марки этичной обуви Ahimsa Shoes (Бразилия)
– Какие материалы вы используете для изготовления обуви?
Мы делаем обувь как из синтетики, так и из текстиля. Из синтетических материалов мы в основном используем микрофибру (PU). Что касается текстиля, то это в основном 100% хлопчатобумажная ткань, но мы также используем переработанный хлопок, смешанный с переработанными волокнами из ПЭТ-бутылок, в дополнение к полиэстеру и нейлону.
– Этичные материалы найти сложнее, чем натуральную кожу? Дороже ли они?
Этичные материалы довольно доступны, их несложно найти. Есть много вариантов: и обычный полиуретан, и микрофибра PU, которую используем мы, а также ПВХ и другие. Однако, несмотря на то, что веганские материалы найти легко, важно выбирать качественные, а это уже труднее. Под трудностями я подразумеваю то, что выбор скромнее, поставщиков меньше и затраты как правило больше.
В целом, себестоимость альтернативной кожи ниже натуральной, но опять же, чем качественнее синтетический материал, тем больше цена.
Спрос на искусственную кожу растет уже много лет не только из-за производства этичной обуви, но и также из-за ее использования для отделки салонов автомобилей, производства аксессуаров, таких как сумки, кошельки и ремни.
Рост спроса приведет к увеличению предложения на рынке – это только вопрос времени, в свою очередь это сделает качественные искусственные материалы более доступными. Изготовление альтернативной кожи – это еще новый и немногими контролируемый процесс, в отличие от натуральной, которая использовалась тысячи лет.
Кроме того, рост спроса со стороны потребителей также будет провоцировать увеличение производства этичных материалов и снижение цен на них. Этот процесс похож на то, как сейчас развивается рынок растительного мяса. Cruelty-free кожа сейчас зачастую превосходит по всем показателям натуральную, однако иногда все еще слишком дорогая для использования в конкретных производствах.
– Насколько искусственная кожа теплая (это важно для России), прочная и водостойкая, по сравнению с натуральной?
Искусственная кожа может быть лучше натуральной по всем показателям. Некоторые отрасли, такие как защитная обувь для строителей, нефтяников и многих других, уже перешли на синтетическую кожу, поскольку ее характеристики, качество и долговечность даже лучше, чем у натуральной.
Как я и говорил, как и в пищевой промышленности, со временем стоимость искусственной кожи снизится настолько, что ее станет возможным использовать во всех областях.
– Что насчет клея? Есть производители, которые используют при изготовлении обуви клей с животными компонентами в составе.
Насколько нам известно, побочные продукты животного происхождения действительно использовались в клее в прошлом, но уже несколько лет этого не происходит, поскольку синтетические альтернативы обеспечивают более высокую эффективность.
Большинство клеев сейчас представляют собой смесь латекса, полученного из дерева, и синтетического компонента, который обычно действует как катализатор.
– Как вы считаете, почему в масс-маркете не так много веганской обуви? В чем основная причина?
Обувная промышленность – это древнее искусство, которое в значительной степени опирается на свой исторический опыт и медленно развивается, поскольку не происходит постоянных инвестиций. Вся цепочка поставок по-прежнему привязана к продуктам животноводства, которые использовались веками.
Например, иногда можно найти обувь, сделанную полностью из синтетических материалов, как снаружи, так и внутри, но для того, чтобы она блестела, был использован пчелиный воск. Такая обувь может показаться веганской и даже иметь соответствующую маркировку, но те, кто знает процесс производства, поймут, что был использован невеганский компонент.
Есть и другие примеры того, как обувь, выполненная из альтернативных материалов, содержит небольшую деталь из материала животного происхождения и не может считаться веганской.
Помимо производства самой обуви, производители могут использовать неэтичные материалы для производства дополнительных товаров, например, конские волосы для щеток, замшу для перчаток и т.д.
Отвечу на вопрос так: на мой взгляд, практически вся отрасль производства обуви была бы готова в одночасье стать веганской на 100%, если бы стоимость альтернативных материалов снизилась. Если раньше официанты в ресторане считали, что отказ от животной пищи обычно связан с проблемами со здоровьем, то сейчас веганство – распространенное явление в обществе. Я считаю, что большой выбор веганской обуви в магазинах – это вопрос времени, результат повышения информированности, эмпатии и рост спроса.
Сайт Ahimsa Shoes – https://en.useahimsa.com
Приобрести обувь в России можно через сайт https://sheddingskin.ru
Надежда Петрова