Сегодня вегетарианство в разных своих формах стало одним из модных направлений здорового образа жизни и питания. Кто-то смотрит на него как на диету, кто-то делает своей идеологией, а кто-то видит в нем панацею от всех хворей. Как говорится, каждому – по его вере!
В действительности же вегетарианство – древняя и богатая традиция, близкая как духу, так и телу человека как существа целостного. История вегетарианства значительно старше истории мясоедения, по самым приблизительным прикидкам, вегетарианство насчитывает порядка 7 тысяч лет.
До наступления ледникового периода, когда люди жили пусть и не в раю, но вполне в благословенном климате, основным занятием было собирательство. Охота и скотоводство младше собирательства и земледелия, как утверждают научные факты. А это означает, что наши предки не ели мяса. К несчастью, привычка есть мясо, приобретенная в период климатического кризиса, сохранилась и после отступления ледника. И мясоедение – всего лишь культурная привычка, пусть и обеспеченная необходимостью выживания в краткий (по сравнению с эволюцией) исторический период.
История культуры показывает, что вегетарианство в большой мере было связано с духовной традицией. Так было на древнем Востоке, где вера в реинкарнацию породила уважительное и бережное отношение к животным как к существам, обладающим душой; и на ближнем Востоке, – к примеру, в Древнем Египте, – жрецы не только не ели мяса, но и не прикасались к тушам животных. Древний Египет, как мы знаем, родина мощной и эффективной системы замледелия. Культуры Египта и Междуречья стали основой специфического «земледельческого» взгляда на мир, – в котором сезон сменяет сезон, солнце ходит по своему кругу, цикличность движения оказывается залогом стабильности и процветания. Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.) так писал о древнеегипетской культуре: «Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими». Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, — бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея».
В европейской культуре, которая выросла из «греческого чуда философии», на самом деле слышны отголоски этих культур древности – с их мифологией стабильности и процветания. Интересно, что египетский пантеон богов использовал образы животных для передачи духовного послания людям. Так богиней любви и красоты была Хатхор, являвшаяся в образе прекрасной коровы, а хищный шакал был одним из ликов Анубиса, бога смерти.
Греческий и римский пантеоны богов имеют лики и привычки чисто человеческие. Читая «Мифы Древней Греции», можно узнавать конфликты поколений и семей, видеть в богах и героях типичные людские черты. Но заметим – боги вкушали нектар и амброзию, никаких мясных блюд на их столе не было, в отличие от людей смертных, агресивных и недалеких. Так незаметно в европейской культуре сложился идеал – образ божественный, причем вегетарианский! «Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям, и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время?» – восклицал Плутарх.
Греки считали растительную пищу полезной для ума и тела. Тогда, впрочем, как и сейчас, на их столах было много овощей, сыра, хлеба, оливкового масла. Не случайно богиня Афина стала покровительницей Греции. Ударив копьем о скалу, она вырастила оливковое дерево, ставшее для Греции символом процветания. Много внимания уделяли системе правильного питания греческие жрецы, философы и спортсмены. Все они предпочитали растительную пищу. Точно известно, что убежденным вегетарианцем был философ и математик Пифагор, он был посвящен в древние тайные знания, в его школе преподавали не только науки, но также гимнастику. Ученики, как и сам Пифагор, ели хлеб, мед и оливы. А сам он прожил уникально долгую по тем временам жизнь и до преклонных лет оставался в прекрасной физической и умственной форме. Плутарх пишет в трактате «О мясоедении»: «Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения». Вегетарианцами были Сократ и его ученик Платон, Гиппократ, Овидий и Сенека.
С приходом идей христианства вегетарианство стало частью философии воздержания и аскезы. Известно, что многие первые отцы церкви придерживались вегетарианской системы питания, среди них Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие. Апостол Павел писал в «Послании к Римлянам»: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
В Средние века идея вегетарианства как правильного сообразного человеческой природе питания была утрачена. Она была сближена с идеей аскезы и поста, очищения как пути приближения к Богу, покаяния. Правда, большинство людей в эпоху средневековья мясо ели мало, а то и не ели вовсе. Как пишут историки, повседневный рацион большинства еврпейцев соствляли овощи и злаки, редко – молочные продукты. Зато в эпоху Ренессанса вегетарианство как идея вновь вошло в моду. Его придерживались многие художники и ученые, известно, что сторонниками растительной диеты были Ньютон и Спиноза, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а в Новое Время последователями вегетарианства были Жан-Жак Руссо и Вольфганг Гете, лорд Байрон и Шелли, Бернард Шоу и Генрих Ибсен.
Для всех «просвещенцев» вегетарианство было связано с идеей о природе человека, о том, что правильно и что ведет к хорошему функционированию организма и духовному совершенству. XVIII век вообще был одержим идеей «естественности», и, разумеется, эта тендениция не могла не затронуть вопросы правильного питания. Кювье в трактате о питании размышлял: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». С ним соглашался и Руссо, сам демонстративно не евший мяса (что для Франции с ее культурой гастрономии – редкость!).
С развитием индустриализации эти идеи были утрачены. Цивилизация почти окончательно победила природу, скотоводство приняло промышленные формы, мясо стало дешевым продуктом. Надо сказать, что именно тогда в Англии и возникло в Манчестере первое в мире «Британское Вегетарианское общество». Его появление датируется 1847 годом. Создатели общества с удовольствием играли смыслами слов «vegetus» – здоровый, бодрый, свежий, и «vegetable» – овощной. Так, английская клубная система дала толчок новому развитию вегетарианства, которое стало мощным общественным движением и развивается до сих пор.
В 1849 году вышел журнал вегетарианского общества – «Вегетарианский курьер». В «Курьере» обсуждались вопросы здоровья и образа жизни, публиковались рецепты и литературные рассказы «в тему». Печатался в этом журнале и Бернард Шоу, известный своим остроумием не менее, чем вегетарианскими пристрастиями. Шоу любил повторять: «Животные – мои друзья. А я не ем друзей». Ему же принадлежит один из самых известных про-вегетарианских афоризмов: «Когда человек убивает тигра – он называет это спортом; когда же тигр убивает человека, тот считает это кровожадностью». Англичане не были бы англичанами, не будь они помешаны на спорте. Вегетарианцы – не исключение. Вегетарианский союз учредил собственное спортивное общество – Вегетарианский спортивный клуб, члены которого пропагандировали модный тогда велосипедный спорт и занимались легкой атлетикой. Члены клуба в период с 1887 по 1980 год установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях, и завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.
Немного позже, чем в Англии, вегетарианское движение стало обретать социальные формы на континенте. В Германии идеологии вегетарианства немало способствовало распространение теософии и антропософии, а изначально, как это было в XVIII веке, общества создавались в борьбе за здоровый образ жизни. Так, в 1867 году пастор Эдуард Бальцер основал в Нордгаузене «Союз друзей натурального образа жизни», а в 1868 году Густав фон Струве создал «Вегетарианское общество» в Штутгарте. Эти два общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз». В начале ХХ века вегетарианство пропагандировали антропософы во главе с Рудольфом Штайнером. А фраза Франца Кафки, обращенная к аквариумным рыбкам: «Я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем», стала поистине крылатой и превратилась в девиз вегетарианцев всего мира.
История вегетарианства в Нидерландах связана с известными именем Фердинанда Домела Ньивенхейса. Видный общественный деятель второй половины XIX века стал первым защитником вегетарианства. Он утверждал, что цивилизованный человек в справедливом обществе не имеет права убивать животных. Домела был социалистом и анархистом, человеком идейным и страстно. Близких своих он к вегетарианству приобщить не сумел, а вот идею посеял. 30 сентября 1894 года был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев по инициативе врача Антона Версхора, в Союз входило 33 человека. Общество встретило первых противников мяса враждебно. Газета «Амстердамец» опубликовала статью доктора Петера Теске: «Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам». Вегетарианство, не иначе как с легкой «руки» (вернее примера!) Домелы стали связывать с вольнодумством. Гаагская газета «Народ»порицала более всегоженщин-вегетарианок: «Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!». Тем не менее, уже в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, а через 10 лет после основания Союза Вегетарианцев количество его членов перевалило за 1000 человек!
После второй мировой войны споры вокруг вегетарианства утихли, а научные исследования доказывали необходимость есть животный белок. И лишь в 70-е годы ХХ века Голландия удивила всех новым подходом к вегетарианству – исследования биолога Верена Ван Путтена доказали, что животные умеют думать и чувствовать! Особенно ученый был потрясен умственными способностями свиней, который оказались ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году было основано общество защиты прав животных «Вкусный зверь», его члены выступали против ужасных условий содержания животных и их убийства. Их уже не считали чудаками – вегетарианство постепенно стало восприниматься как норма.
Интересно, что на традиционно католических землях, во Франции, Италии, Испании, вегетарианство развивалось медленнее и не становилось сколько-нибудь заметным социальным движением. Тем не менее, приверженцы «антимясного» питания были и там, хотя в большинстве своем споры вокруг пользы или вреда вегетарианства были связаны с физиологией и медициной – обсуждалось, насколько это полезно телу.
В Италии вегетарианство развивалось, если можно так сказать, естественным путем. Средиземноморская кухня в принципе употребляет мало мяса, основной акцент в питании делается на овощи и молочные продукты, в изготовлении которых итальянцы «впереди планеты всей». Делать из вегетарианства идеологию в регионе никто не пытался, и общественных антидвижений замечено тоже не было. А вот во Франциивегетарианство до сих пор практически не прижилось. Лишь в последние два десятилетия – то есть практически уже только в XXI веке! – стали появляться вегетарианские кафе и рестораны. А если вы попробуете попросить вегетарианское меню, скажем, в ресторане традиционной французской кухни, то вас не очень-то поймут. Традиции французской кухни – в получении удовольствия от приготовления разнообразной и вкусной, красиво поданной пищи. Причем – сезонной! А значит, как ни крути, временами точно мясной. Вегетарианство пришло во Францию вместе с модой на восточные практики, увлечение которыми постепенно возрастает. Однако традиции сильны, и потому Франция – самая «невегетарианская» из всех европейских стран.
В следующих очерках мы расскажем о вегетарианстве на Востоке, в Америке и в России, а также уделим внимание тем спорам, которые ведутся вокруг вегетарианства сегодня.
Анна Конева