Креативное мышление помогает во многих сферах, особенно связанных с творчеством, генерирует новые идеи, концепции, способствует поиску выхода там, где, казалось бы, выхода нет. Чтобы вы мыслили нестандартно, нужно развивать креативное мышление, поэтому мы подготовили интересные практики и упражнения, которые помогут расшевелить ваш мозг.
Что такое креативное или творческое мышление?
Когда человек может решить проблему каким-нибудь нетривиальным способом, проявив при этом определенную смекалку, то говорят, что он мыслит креативно.
Это определенные творческие способности, которые характеризуют своего обладателя как человека, мыслящего иначе, чем большинство, готового принимать и создавать нечто принципиально новое.
Кроме того, креативность – достаточно важный фактор, который способствует успеху во многих сферах жизни. Психологи утверждают, что это замечательное качество дано каждому человеку с рождения, но у большинства людей по мере взросления и жизни в определенных рамках оно просто-напросто утрачивается. При желании его с помощью определенных упражнений можно в себе развить.
Как можно развить креативность?
Для этого существуют определенные методики и упражнения.
1. Наблюдение за людьми и развитие фантазии
Когда вы будете в следующий раз ехать в общественном транспорте, прогуливаться до магазина или просто выносить мусор, попробуйте провести и это время с умом. Посмотрите на прохожего или соседа в метро и поразмышляйте, кто он такой, чем занимается, родился в вашем городе или приехал издалека, какова история его жизни.
2. Описание предмета
Называем любой предмет и подбираем к нему как можно больше слов, которые помогут описать его качества. Можно установить себе количественную планку: например, не менее 50 характеристик (чем больше вы придумаете, тем лучше). Это упражнение отлично поможет при составлении описания товара и при подборе ключевых слов к нему. Например, предмет – стол. Какой он может быть? Что первым вам приходит в голову? Во-первых, по материалу, из которого он сделан: деревянный, стеклянный, плетеный и т. д. Во-вторых, по его размерам и форме: большой, маленький, круглый, овальный… В-третьих, по его назначению: обеденный, журнальный и т. п. Как видите, описательные слова ограничиваются лишь вашей фантазией.
3. Ассоциации
Выбираем наугад два любых слова, не связанных между собой, записываем все ассоциации к этим словам и находим точки их соприкосновения. Например, что общего между фото и нарисованной картиной? И на фото, и на картине будет изображение! А какая ассоциация возникла у вас?
4. Логические цепочки
Выбираем наугад пару не связанных между собой слов или фраз и прокладываем между ними логическую цепочку. Например, платье и небо. Логическая цепочка может выглядеть так: сшить платье – купить ткань – произвести ткань – вырастить лен – лен голубого цвета – такого же, как небо.
5. Привычное – необычно
Попробуйте на обычные вещи посмотреть по-новому и придумать обычному предмету новые функции. Такая тренировка помогает развить способность мыслить нестандартно и может пригодиться вам в описании предназначения вещи, которую вы сотворили. Например, придумайте не менее 10 способов применения разрисованному зонту, кроме стандартных, разумеется. Вот несколько вариантов: спрячет влюбленных при поцелуе, можно использовать для покупок, если хозяйственную сумку забыли, в качестве средства привлечь внимание, отвлечет внимание от случайно порвавшихся колготок и т. д. Продолжите сами?
6. Смена перспектив
Чтобы найти решение сложного вопроса, нужно перестать фокусировать на нем свое внимание и переключиться на другой вопрос, сильно отличающийся от первого. Тем самым вы подменяете проблемы на этапе, когда кое-какие мысли по первой проблеме начинают формироваться, и сосредотачиваетесь на решении второй проблемы. Во время размышлений о новой задаче могут возникнуть озарения, которые помогут в решении первого вопроса. На первый взгляд, кажется, что это сложно. На самом деле это происходит так: вы вышиваете бисерное колье, но на определенном этапе не можете придумать, как лучше выполнить продолжение после вышитой части: будет ли это вязаный бисерный шнур или набранные на тросик бусины, или же вовсе цепочка выигрышней всего будет смотреться… Откладываете на время работу. Садитесь писать публикацию, совершенно не связанную с колье. И тут вдруг появляется мысль, что интереснее всего колье будет выглядеть с двумя-тремя различными по толщине и форме шнурами.
7. Метод фокальных объектов
Звучит необычно и несколько пугающе. На деле означает поиск новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Этот метод хорош как для модернизации чего-либо, так и для создания рекламы с целью показать свойства продукта необычным способом. Например, основной объект – шкатулка, а три случайных объекта – свеча, воздух, тайна. Определяем их свойства. Свеча – восковая, ароматическая, сувенирная, резная. Воздух – приятный, теплый, морской, горный, невидимый. Тайна – нераскрытая, сердечная, неразгаданная. Применяем эти свойства по отношению к шкатулке. С помощью ассоциаций можно получить интересные сочетания. Например, «резная шкатулка», «нераскрытая шкатулка», «шкатулка с секретом». Задаемся вопросом: а из каких материалов и для каких целей используется шкатулка? Исходя из свойств объектов, в рекламе можно сказать, что шкатулка выполнена из цельного дерева, с приятной на ощупь текстурой или вырезана из камня горной породы. Может использоваться для хранения ваших сердечных тайн.
8. Мозговой штурм
Один из самых распространенных и интересных методов решения проблемы.
Метод заключается в коллективном придумывании различных вариантов на заданную тему, какими бы фантастическими и бредовыми они ни казались. Затем из огромного числа предложенных вариантов выбираются наиболее удачные, которые можно применить на практике. Сфера применения: составление продающих описаний или рекламы, решение проблемы, требующей нетрадиционного подхода или имеющей неоднозначные варианты.
9. Метод шести шляп
Данный подход позволяет оценить сгенерированные идеи с различных точек зрения. Он научит избавляться от путаницы в мыслях, оценивать проблему по различным аспектам, создавать несколько перспектив.
Суть метода: воображаем шесть шляп разных цветов, каждый цвет обозначает определенный метод мышления. Синяя шляпа – главная. «Надевая» ее, человек ставит задачу и определяет цели, которых надо достичь. Шляпа белого цвета – чистый лист бумаги, на котором записываем все имеющиеся в распоряжении факты, оцениваем их, выявляем, чего не хватает. Красная шляпа символизирует интуицию. «Надеваем» ее, отключаем логику и прислушиваемся к внутреннему голосу. Шляпа желтого цвета обозначает позитивное мышление и оптимизм в оценке идей. Находим все положительные моменты идеи. Черная шляпа противоположна желтой и символизирует критику и пессимизм. Рассматриваем все возможные негативные стороны и последствия принятия решений. Зеленая шляпа означает креативный подход. Необходимо найти все возможности, изучить все точки зрения, записывать все идеи, которые приходят в голову.
Вместо воображаемых шляп можно разделить коллектив, участвующий в мозговом штурме, на шесть команд и распределить между ними функции «шести шляп».
10. Игра в кино
Когда вы будете смотреть фильм, попробуйте представить себя на месте героев. Как бы вы поступили в их ситуации? Смогли бы найти самое творческое решение проблемы? Примеряя разные роли, мы как бы уходим от обыденности, и тем самым запускаем наше воображение на активную работу.
Развитие творческого мышления – процесс увлекательный. Регулярные тренировки помогут вам быстрее находить интересные и необычные идеи для творчества. Выполняйте понравившиеся упражнения ежедневно между делом, и заметите результат уже через месяц. Творческих успехов вам и креативных идей!
Елена Мащенко