Рассмотрим простой сценарий. Вы находитесь в переполненном театре, когда, внезапно, люди вокруг вас начинают паниковать и искать выход. Что вы сделаете и почему? Ваши чувства сообщают вам, что другие люди движутся безумно. Но именно социальная интерпретация этой информации говорит о том, что эти люди верят, что происходит что-то плохое, а это значит, что вам, вероятно, тоже стоит попытаться сбежать.
По крайней мере, это одна из возможных интерпретаций. Может случиться так, что вы или они ошибаетесь. Возможно, это ложная тревога, или часть спектакля была неправильно понята. Точное чтение социальной информации – необходимы навык, и большинство из нас прилагает огромные усилия для его применения на практике. Интерес к тому, что происходит в чужой голове является одним из величайших увлечений человечества, наряду с попытками повлиять на это.
Информационная цифровая культура привнесла в это древнее психологическое уравнение нечто новое: совершенно новый уровень опоры на социальную информацию и совершенно новый набор опасностей и опасений, связанных с ошибками, манипуляциями и влиянием. Датские исследователи Винсент Ф. Хендрикс и Пелле Г. Хансен дают этим бурным процессам название – «информационный шторм», или инфошторм, то есть внезапный и бурный поток социальной информации – и предлагают интригующую альтернативу нарративам человеческой глупости и необоснованности, так часто применяемых в фейк-новостях.
Подумайте о распространении дезинформации через социальные сети. Как только небольшое число людей поделились ей, любой, кто впоследствии столкнется с этой информацией, столкнется с вопросом: является ли то, что они смотрят правдой или ложью? Если предположить, что они не знают об этом из первых рук, теоретически они могут заняться проверкой информации в другом месте – это процесс трудоемкой проверки. Однако они также обладают гораздо более простым методом оценки, который заключается в том, чтобы спросить, что думают другие люди.
Как считают Хендрикс и Хансен, «когда у вас нет достаточной информации или желания для проверки информации, то вы можете подражать другим, опираясь на их мнение в качестве социального доказательства».
Когда мы знаем о чем-то очень мало, имеет смысл смотреть на убеждения других людей, как на индикатор того, что происходит. Фактически, это часто самый разумный ответ, если у нас есть веские основания полагать, что другие имеют доступ к точной информации.
Автоматизация этого наблюдения является одним из основополагающих моментов эпохи Интернета. Главной первоначальной инновацией поисковой системы Google было то, что вместо того, чтобы пытаться решить невозможную задачу по первоначальной оценке качества и полезности каждого веб-сайта в мире, действия и отношение пользователей могут стать его ключевым критерием. Рассматривая, как веб-страницы связаны друг с другом, алгоритм Google PageRank ставит отношение создателей контента в центр своего процесса оценки.
Сегодня это может показаться очевидным, но можно представить, насколько фундаментальным является измерение и управление социальной информацией почти для каждой компании, стремящейся превратить триллионы байт онлайн-данных в прибыль. Пользовательский трафик, отзывы, рейтинги, клики, лайки, анализ настроений: то, о чем люди думают, заставляет цифровой мир двигаться в обход. И эти валюты репутации, в отличие от денег, укрепляются только за счет использования. Чем больше они тратятся, тем больше их ценность возрастает.
Как справиться с инфоштормом? Ложное убеждение может быть рассеяно путем публичного распространения новой достоверной информации: сделать официальное объявление в переполненном и захваченной паникой театре.
Яна Доценко
Источник:BBC Future