Хатха-йога - отличная штука. Но то, что началось последние годы у нас тут на западе – это, извините, не йога. Классическая йога Патанджали не подразумевает таких предельных и бездумных (одинаковых на весь класс 15 человек!) нагрузок на физическое тело, какие сейчас дают многие «звездные» преподаватели! Только раздутое эго подталкивает людей практиковать в поте лица своего, отнюдь не истинное рвение к самопознанию. Йога никогда не задумывалась быть групповой практикой, во-первых, и тяжелой физкультурной практикой, во-вторых, а она такой сейчас стала – с подачи все тех же США.
Современные йога-конвеер выпускает не йогов, он выпускает преподавателей «йоги». Йоги с подачи своих "звёздных" преподавателей-кумиров, стали смотреть не внутрь себя, а вовне. А это всегда чревато. Так появилась акройога, горячая йога, пауэр-йога, йога с собаками, йога на серферских досках и прочие стили-старлеточки. Эти стили настолько преходящи, что когда кто-то окончательно испортит свое здоровье такой практикой и начнет «искать концы», ни этого стиля, ни его основателей может уже и не быть. Зато на их место встанут еще десять новых модных стилей, еще круче и замысловатее. Глядя на «изыскания» многих «модных» мастеров (больше за рубежом, но теперь и у нас) порой только диву даешься, на что способно человеческое воображение, подстегнутое жаждой легкой поживы на ниве йоги. Но это, конечно, карма: народ заслужил своих йога-преподов, как и своих меров, премьеров и т.п. Все логично. И тут, кстати, преподаватели старшего поколения порой «дают прикурить» молодым, так что это не новое в плане годов от роду явление... Это целый серьезный тренд. Я думаю, стоит ввести новый термин, чтобы отделить современную крези-йогу (пауэр, акро, хот, дог, и тп. йога) от традиционных (хотя и обескураживающе разнообразных) направлений индийской йоги, йоги Патанджали (Кундалини-йога, Хатха-йога, Крия-, Раджа-, Бхакти- и Джняна-йога). По аналогии с нео-тантрой, думаю что целесообразно ввести термин нео-йога. Для всех этих новых стилей. Чтобы было понятно и честно. Хочешь - на йогу идешь, хочешь - на пилатес, хочешь - на нео-йогу. Даже модно так звучит.
Но не будем о грустном, поговорим о насущном (и тоже невеселом). Не вдаваясь в философию, все же надо отметить, что, даже практикуя ставшую уже супер-обыденной, как интернет, с маленькой буквы - хатху - «йогу для здоровья» - а ведь именно такую практику делают миллионы «йогов» по всему миру! – очевидно, что не эффективно упирать только на внешнюю форму, делать асаны как именно «позы». Тоска по акробатическим номерам ведь не на пустом месте рождается – он родилась из скуки человека, соображающего, что бы такое еще сделать в поднадоевшей позе. Потому что профаны не видят глубину (и это даже не их вина – дело в отсутствие грамотных преподавателей!). Очень плоская обычно получается практика, в отрыве от традиции и философии-то! Мышцы - да, растут, неизбежно – а что дальше? Налегая на сложные асаны и силовую составляющую, здоровье суставов и позвоночника можно и потерять, причем быстро. Или просто годами не получать от йоги ничего, кроме…. ну может, приятной усталости. Или (на дальнем конце предельных тренировок) – словить лишь ощущение шока, которое только на короткое время останавливает ум, дает ясность, снимает стресс. Если говорить о предельных нагрузках для прыжка в медитацию, тогда эффективнее (и на порядок безопаснее) не виньяса-йога и не предельное удержание асан, а те же динамические медитации Ошо, потом уже Хатха и Раджа-йога. Потому что сначала надо обуздать «бешеную обезьяну» западного ума, иначе сложно даже сидеть спокойно на месте, не то что медитировать! Человек, который не способен 5 минут просидеть неподвижно с прямой спиной, просто не готов к йоге. Чтобы йога не стала фитнесом, в голове должна быть тишина, а упражнения не должны быть тяжелыми. Вот и выходит, что именно Йога-терапия – с ее вкрадчивыми, упрощенным, подчеркнуто нежными упражнениями «для ослабленных» – идеальные условия для практики истинной Йоги Патанджали!
Глубже дышишь - йогом будешь
Йога-терапия, или скучная многим европейцам «йога для индусов» - аккуратный вдумчивый подход без предельных нагрузок – работает, для всех! Асаны – это и поза, и не меньшее того – состояние ума, которое можно поймать, во-первых, только удерживая позу в статике, а во-вторых, погрузившись в ментальную паузу (тишину ума, отсутствие мыслей). Тогда любая, даже самая банальная, асана, открывает свой скрытый – эзотерический – аспект: с восприятием определенных ощущений (часто необычных) можно нащупать способность управлять потоками праны. Обычно это удается с помощью дыхания, или же все теми же асанами – переменой положения тела, последовательностями статичных асан (динамика в основном играет лишь роль целительницы суставов и разгоняет как прану, так и болезни по всему организму). Немаловажную роль играют и Мудры, и Бандхи – «символы» йоги и «энергетические замки», которые позволяют (при некоторой чувствительности, для которой полезно придерживаться вегетарианской диеты или просто интенсивно практиковать) еще лучше почувствовать энергии. Это все делается не для получения какого-то «бесплатного кайфа» или «чтобы улететь» а с целью, во-первых, оздоровления, а во-вторых, получения йогических состояний в итоге (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна).
Мышцы заменили цель?
На деле, даже техники йога-терапии, подразумевают не просто выполнение какого-то числа движений, упражнений, не только форму! А и содержание – то есть выполнение с полным вниманием, с концентрацией на ощущениях и выполнение при остановке мыслей. Человек, который делает йогу для здоровья – имеет больше шансов на успех в практике, т.к. изначально прислушивается к своему телу. Человек же, который имеет отличное здоровье как данность, скорее всего, сведет йогу к набору физкультурных упражнений, не более эффективных, чем банальный фитнес.
Нео-йога: детская болезнь крутизны


Алексей Соколовский
Йог с 2000 г., преподаватель хатха-йоги, ведущий ежегодных йога-походов в Гималаи; журналист, пишущий про йогу; целитель Рэйки; стаж вегетарианства - 8 лет.