"Нельзя поверить, что чувствительный, сознательный, понимающий и любящий жизнь человек может есть мясо. Но, если он ест мясо, что-то упущено - он все еще не осознает значение своих поступков" (ОШО)
«Обезьянка видит – обезьянка делает» - эта формула вполне употребима по отношению к большинству людей и уж тем более, на фоне извечного спора между вегетарианцами и людьми, занимающимися мясоедением, она, бесспорно, добавляет очередной козырь в руки вегетарианцев. И, вот, почему: Известный социальный психолог, Альберт Бандура, множество раз проводил очень любопытный эксперимент с детьми.
Этот эксперимент изучал способность детей обучаться агрессии методом простого наблюдения. В типичной ситуации, на глазах экспериментальной группы младших школьников, более старший ребенок («подсадной» участник эксперимента) что было сил колотил пластиковую куклу Бобо. Описание процедуры избиения в оригинале настолько забавно, что стоит процитировать его целиком. «Старший ребенок укладывал Бобо на бок, усаживался на него и несколько раз бил кулаком по носу. Затем он поднимал куклу Бобо, брал молоток и ударял им куклу по голове. Вслед за агрессией, выраженной этим ударом, «подставной» агрессивно подбрасывал куклу вверх и пинками гонял её по всей комнате». Последовательность избиения повторялась три раза и перемежалась словесно-агрессивными фразами, такими как: «Влеплю ему по носу», «Свалю его с ног», «Брошу его вверх», «Пну его» и «Бум». Кроме того, кукле делались два, типично американских, не агрессивных замечания: «Он всё время хочет, чтобы ему добавили» и «Он и в самом деле стойкий малый».
В одних случаях экспериментаторы хвалили «агрессора» и угощали его конфетами. В других – крепко ругали и даже шлепали. В третьих за избиение куклы не следовало ни избиения, ни наград. Результаты этих экспериментов дали полное основание утверждать, что насилие порождает насилие. Когда детям, которые были свидетелями избиения Бобо, давали возможность поиграть в комнате, где было множество других игрушек, они с удовольствием принимались так же издеваться над уже униженной куклой. Примечательно, что дети проявили склонность к воспроизведению агрессивного поведения даже в тех случаях, когда за проявление жестокости не следовало никаких подкреплений со стороны экспериментаторов. Ни похвалы, ни наказания.
Таким образом, проведя десятки повторных исследований, ученые пришли к выводу, что для повторения агрессии достаточно того, чтобы наблюдатели обратили внимание на то, чему нужно научиться, запомнили действие и были способны его повторить. Запомним: для повторения какого-либо поведения, на него необходимо ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЗАПОМНИТЬ ДЕЙСТВИЯ, и иметь возможность ПОВТОРИТЬ его.
А теперь, давайте представим себе другую картину. Маленький ребенок. Лето. Он вместе с родителями приезжаете в любимую деревню, к бабушке. У нее в хозяйстве есть и поросята, и корова, и цыплята, и гуси, есть собаки, кошка. И индюк, взгляда которого он жутко боится. И вот, в один из прекрасных, летних дней, он выбегаете на улицу, слыша дикий, непонятный ему, но душераздирающий визг. Он видит, как его папа и дедушка, изо всех сил держат вырывающегося поросенка, у которого через дырку в теле начинает сочиться кровь. Его тело обмякает, а визг, перешедший в хрип, стихает.
На следующий день, ребенок становится свидетелем спортивного марафона по двору, устроенного обезглавленной курицей. Итак, день за днем, растущий человек видит, как старшие люди совершают насилие, за которое их никто не наказывает и более того, они сами начинают инструктировать его о том, что так надо. А к вечеру, в семейном, веселом застолье, он вместе с ними смачно чавкает, пережевывая до того вкусные котлеты, умело приготовленные бабушкиными руками.
Итак, в этой зарисовке из жизни, налицо следующие факты:
*Ребенок видит, как совершается насилие над другим существом;
*Он понимает, что никакого наказания за совершенное насилие над существом не происходит;
*Он запоминает процедуру совершения насилия. Нюансы, в дальнейшем, ему объяснят;
*Взрослея, он машинально воспроизводит выученную, посредством наблюдения, агрессивную и эксплуатационную по отношению к животным, форму поведения.
Альберт Бандура, безусловно, прав: агрессия порождает агрессию. И для того, чтобы ее воспроизвести уже в своей взрослой жизни, достаточно просто увидеть и запомнить, как это делается. А уж если маленькому ребенку его любимые, взрослые родители, которым он доверяет больше всех на свете, скажут: "Сынок, так надо", то шансов не быть агрессором по отношению к животным, у него практически нет.
Запомним: люди в большинстве своем едят трупы животных по той причине, что когда-то унаследовали этот обычай от значимых лиц. И повторив его, получили психологическое одобрение. Так закрепилась пищевая привычка. Но, знаете почему люди, занимавшиеся мясоедением, а потом ставшие вегетарианцами, так часто говорят о духовном росте или личностном развитии? Да, просто потому, что однажды они перестали жить по принципу: «Обезьянка видит – обезьянка делает» © Андрей Жельветро, психолог. Автор "Книги эмпата".