Индийский режиссер и продюсер Абхишек Джейн, последователь джайнизма, при поддержке компании Indian Films представил на 39-ом Московском Международном Кинофестивале фильм «Настоящие друзья», взял награду зрительских симпатий среди всех индийских фильмов, показанных на фестивале, и рассказал Vegetarian о своих впечатлениях, о перспективах российско-индийского сотрудничества в киноиндустрии и уважении ко всему живому.
Абхишек, как вы стали вегетарианцем?
Я вегетарианец с рождения, как и мои родители. Моя жена тоже вегетарианка. И наш сын, которому сейчас только семь месяцев, тоже будет воспитан в традиции вегетарианства. Так нам диктует джайнизм – наша религия, которую мы исповедуем. Согласно предписаниям джайнизма мы не можем есть ни мясо, ни рыбу, ни яйца. И молочные продукты мы тоже исключаем из пищи. Мы выбираем только фрукты и овощи. И есть несколько месяцев в году, когда мы не можем есть растительность, которая произрастает под землей. Среди них картофель, лук, имбирь и некоторые другие. Все растения, которые имеют корень, и могу дать жизнь, мы исключаем из питания в эти специальные месяцы.
Как вы познакомились с женой? Вам было важно, чтобы будущая жена тоже была вегетарианкой?
Мы принадлежим к одинаковой религии. И наши родители нам посоветовали друг друга. Поэтому не было никаких вопросов относительно вегетарианства в нашей будущей совместной жизни.
Вы пробовали когда-то яйца, рыбу или мясо?
Один раз случайно мне подали яйца, но они были смешаны с другими продуктами, и по виду я не понял, но сразу почувствовал, и отказался. Рыбу и мясо никогда не пробовал.
Вы нашли для себя еду в Москве?
Для меня это было очень сложно, так как выбор свежих овощей и фруктов не велик. Но здесь были люди, которые заботились обо мне, и угощали меня. Кроме того, джайнизм учит, что я должен сам думать о своем питании. Поэтому я приехал из Индии со своей едой.
Используете ли Вы в своей жизни материалы животного происхождения? Например, одежду и обувь из кожи?
Если я не знаю, что одежда или обувь из кожи, то покупаю и ношу. Или если такие вещи мне подарили, я тоже могу их использовать. Но заведомо я не разыскиваю и не покупаю кожаные вещи.
Известно, что вегетарианство – это индийская традиция. В России отношение к вегетарианству не всегда позитивное. Как к этой традиции относятся люди, живущие в Индии?
Люди думают и относятся к вегетарианству по-разному. Некоторые считают, что вегетарианство истощает, и что обычная еда, которая включает в себя продукты животного происхождения, более питательна для человека. И я не хочу никого осуждать, или кем-то восхищаться. Каждый питается так, как он хочет, и это правильно. В России погода разная, но преимущественно холодная. И я понимаю, почему в России многие предпочитают мясо. Здесь просто нет в избытке растительных продуктов, в отличие от Индии, где погода всегда хорошая, и фрукты и овощи быстро растут. Поэтому самый лучший вариант в питании для Индии – вегетарианство.
Там, где Вы выросли, многие вегетарианцы из-за религиозной принадлежности. Вы вегетарианец по той же причине, или же это Ваш сознательный выбор?
Все начинается с общества, где ты растешь, и нет возможности попробовать мясо или рыбу, потому что дома не готовят. Но это первый этап. Далее идет взросление, и появляется возможность выбора. Я выбрал вегетарианство, так как понял пользу вегетарианской кухни. В Индии большинство – вегетарианцы. Это удобно и полезно. У нас очень хорошие овощи и фрукты круглый год. Они растут везде, и всегда свежие. Дома овощи даже в холодильнике не лежат больше двух дней. На третий день мы их выбрасываем, так как всегда можем купить и использовать в пищу все самое свежее. Поэтому мы выбираем вегетарианство.
На чем основано вегетарианство в джайнизме?
Джайнизм идет дальше, чем вегетарианство. У человека и млекопитающих есть пять органов чувств. Согласно джайнизму, если живое имеет более трех органов чувств, то его есть нельзя. Оно живое и дают жизнь. Даже корни нельзя есть. Нет права их есть, потому-что через них идет жизнь. Это просто уважение к другим живым существам в мире. Все вместе мы общество. Мы не различаем, что растения можно есть, а животных с кровью нет. К любому живому существу мы должны хорошо относиться, и вегетарианство показывает наше уважение на практике.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди тоже вегетарианец. Может быть, Вы знаете его историю становления вегетарианцем?
Скорее всего, он всегда был вегетарианцем. Премьер-министр исповедует индуизм, и эта религия также предполагает вегетарианство, но менее строгое, в сравнении с джайнизмом. Кроме того, в том регионе, в котором Нарендра Моди вырос и долго время жил, более 70% процентов жителей вегетарианцы. Это подавляющее большинство, и оно формирует соответствующую культуру и традиции.
Нарендра Моди пропагандирует не только вегетарианство, но и активно продвигает йогу. Вы практикуете йогу?
Хотя у меня дома все занимаются йогой, у меня нет времени на йогу. Обычно я очень занят в киноиндустрии. Поэтому максимум, на что у меня хватает времени, это плавание.
Что для вас здоровый образ жизни?
Я стараюсь просыпаться рано, включать в расписание дня физические нагрузки, правильно питаться и жить без стресса.
Что Вы предпринимаете, чтобы жить без стресса и развиваться в духовном направлении?
Я считаю, что необходимо расслабиться, и принимать каждую ситуацию здесь в том моменте, в котором она происходит, здесь и сейчас. И не думать слишком много ни о чем, так как рано или поздно все пройдет. Потому-что когда о чем-то думаешь слишком много, и в итоге не получаешь это, то происходит большое разочарование и расстройство. Надо всегда оставаться самим собой, быть оригинальным. Остальное всё пройдет. Основная заповедь нашей культуры требует не принимать ничего очень близко к сердцу. Надо все отпускать. Все отдавать. Не думать и не мечтать слишком много, не принимать ничего близко к сердцу – такие наши правила, и я им следую, чтобы избежать стресса. Когда я думаю обо всем хорошо, живу правильно, уважаю и люблю все окружающее – людей, животных, растения, я понимаю, что нахожусь на верном, духовном пути.
Какие цели Вы преследовали, участвуя в 39-ом Московском Международном Кинофестивале?
Я всегда знал, что в России очень любят индийские фильмы. Слышал, что индийские актеры были очень популярны в советское время. И когда я приехал сюда, то увидел собственными глазами, что люди до сих пор любят и уважают индийское кино. На фестивале я представлял фильмы одного индийского региона Гуджрат. Вся моя активность и устремления состояли в том, чтобы российский зритель узнавал индийские фильмы не только как фильмы Болливуда, но и как фильмы региональных киноиндустрий Индии. Я хотел бы, чтобы со временем фильмы всех регионов Индии были востребованы в России. Они тоже достойны внимания.
Как и когда Вы поняли, что хотите быть режиссером?
Вся моя семья занимается бизнесом, но не в киноиндустрии. Они занимаются производством посуды. Я планировал, что буду работать в бизнесе отца, как это часто бывает в Индии, когда профессия переходит от отца к сыну. Но быстро понял, что меня это не интересует, и что у меня будет другой путь. Семья не занимается кинобизнесом. Они занимаются производством посуды. Прежде всего, я решил определить, что у меня получается хорошо, и что плохо. Математика и аналитика не вызывали во мне воодушевления. Хорошо я умел рассказывать истории. Этим я занимался с детства, и всегда выделялся тем, что умело рассказывал даже о том, чего не было. И отсюда пришло понимание, что я могу стать режиссером.
Как Вы создаете свои фильмы, и что хотите показать в них, что донести до зрителя?
Создание фильма состоит из двух этапов. Первый этап – духовный, а второй – механический. Я предпочитаю рассказывать обществу истории, которые происходят вокруг меня, и которые я считаю важными передать. И тогда начинается сложный процесс, который сопровождается бессонными ночами, когда я пишу сценарий. Этот этап я считаю духовным. И после написания сценария начинается механическая работа по подбору актерского состава и дальнейшему производству фильма. Но я считаю, что только ради сообщения снимать фильм, это не правильно. Фильм должен быть развлечением, через которое можно подавать серьезные сообщения в легкой форме.
Как Вы думаете, что необходимо делать, чтобы индийское кино снова стало популярным в России?
Популярность актера, песни, фильмы – все это кратковременно. Нельзя на это надеяться, и думать, что это единственный способ продвижения. Индийские фильмы станут популярными только тогда, когда киноиндустрии начнут работать вместе. Когда индийские и российские продюсеры будут создавать общие фильмы с общими историями. Только так можно сделать популярными индийские фильмы в России и российские фильмы в Индии.
Вы в России первый раз. Какие впечатления?
Я заметил, что между Россией и Индии много общего. Культура и менталитет во многом совпадают. Очень многое мы делаем одинаково. Обе культуры в своей основе консервативные, держатся своих корней и традиций, но одновременно они очень продвинутые и развитые. Как Россия после второй мировой войны вышла с большими потерями, так и Индия примерно в это же время восстанавливалась от влияния английской империи и многое создавала заново. Этот момент роднит и объединяет наши страны. Архитектура Москвы и общение с русскими людьми – впечатляют. В следующий раз планирую приехать в Москву с семьей. И очень хочу поехать в Санкт-Петербург, куда специально не поехал сейчас, так как хочу показать его жене.