Ко мне приходили люди и рассказывали о том, что им предстоит быть начальниками. Их переполняли противоположные чувства. С одной стороны – радость от повышения зарплаты и статуса. С другой – опасения, а иногда даже сильный страх от незнания того, как нужно вести себя с людьми, как научиться руководить ими.
Рекомендаций по поводу построения отношений с подчинёнными достаточно много. Цель этой статьи – осветить основополагающие моменты. Представляю вашему вниманию четыре основные рекомендации. Соблюдая их, вы сможете обеспечить непрерывный продуктивный процесс работы в вашем коллективе.
Первая рекомендация – определите, чего вы ждёте от подчинённых, какого именно поведения. Составьте в виде списка свои пожелания (списки мало кто любит составлять, но тот, кто это добросовестно делает, знает об их эффективности).
К примеру, вы хотите, чтобы подчинённые:
- приходили вовремя на работу;
- внимательно и добросовестно относились к вашим просьбам и поручениям;
- работали на результат и т.д.
Возможно, вы дополните этот список ещё несколькими пунктами.
Вторая рекомендация – вам обязательно нужно выполнять самому те требования, которые вы выставляете своим подчинённым.
Начальник – это ориентир, на который равняется большинство. Если вы постоянно опаздываете, не дослушиваете до конца людей, халатно относитесь к своим обязанностям, то странно ожидать противоположного от подчинённых. Вывод: главный инструмент работы – это ваша личность.
Третья рекомендация – обеспечьте чётко прописанные должностные инструкции.
Нужно, чтобы было понятно, кто из ваших подчинённых отвечает за один тип работы, а кто за другой. Кто кого замещает. Кто с кем кооперирует.
Необходимо, чтобы в вашей голове была чёткая схема сотрудников и их обязанностей. Чтобы понимать, от кого что ожидать и требовать. Если должностные обязанности размыты, то нужно это исправить. Иначе неизбежен хаос и часть неисполненной работы.
Четвёртая рекомендация – определите чёткие сроки выполнения работ сотрудников.
При поручении каких-либо обязанностей необходимо сразу же определять сроки их выполнения (сроки должны быть реалистичными и обоснованными). Затем вам следует придерживаться этих сроков и требовать того же от подчинённых.
Теперь давайте осветим момент вступления в должность. Эта информация будет полезна особенно тем, кто впервые назначен руководителем. По опыту моей психологической практики, многие опасаются вступать в должность, потому что не знают, как себя вести с подчинёнными. Именно с этим вопросом ко мне часто приходят.
Что желательно сделать при вступлении в должность:
1) Провести встречу с коллективом, рассказать о себе и своих принципах работы (встречу нужно провести даже если до этого вы работали в данном коллективе). Это необходимо, чтобы коллектив начал понимать, с кем предстоит работать.
2) Побеседовать с каждым из сотрудников в уважительной доброжелательной форме (если у вас в подчинении больше 10 человек, то можно назначить определённые часы приёма).
Этот пункт соблюдают не многие, оправдываясь: «У меня нет времени», «Моё время стоит дорого» и т.д. Если вы уделите хотя бы 15-20 минут внимания каждому из своих подчинённых, они будут знать, что вы признаёте их как личность и уважаете. По этой причине они с большим энтузиазмом будут выполнять ваши поручения.
Во время беседы вы можете спросить пожелания сотрудников и узнать их представления о работе, раскрыть их личности и предположить, что от каждого следует ожидать. Можно даже составить небольшой опросник. После обсудить ответы с каждым лично.
3) Провести итоговое собрание после общения с каждым из подчинёнными. На итоговом собрании рассказать ваши новые мысли и идеи, которые наверняка придут вам в голову после беседы с каждым из сотрудников.
Эти мероприятия необходимы, чтобы понимать, кто есть кто среди ваших подчинённых. К какому типу относится каждый из них (о наиболее распространённых типах вы можете прочесть в первой статье из данного цикла).
Повышение по карьерный лестнице – это ожидаемый для большинства этап в жизни. Важно, чтобы он принёс вам как можно больше бонусов и преимуществ. Соблюдение рекомендаций из этой статьи обязательно поможет вам в этом.