Однажды ко мне пришла женщина и со слезами стала рассказывать о том, что «начальник не даёт спокойно жить, всё время придирается»; в другой раз клиентка рассказывала о том, что начальство «звонит даже на выходных и даёт поручения». Ещё один клиент как-то жаловался: «Я выполнял каждое поручение в срок, не перечил, всегда был на связи, а повысили другого, кто регулярно увиливал от работы... как несправедлива жизнь!».
Как-то раз ко мне в голову пришла мысль о том, что в каждом ВУЗе нужно ввести обязательный предмет – «Как вести себя с начальством».
Если вы собираетесь работать по найму или если уже работаете по найму, вам обязательно нужно понимать, как вести себя с начальством. Вы скажете: «А зачем мне эта информация?». Понимаете, начальство – это своеобразный проводник по карьерной лестнице. Если у вас сложатся хорошие отношения, повышение гарантировано, если нет, то маловероятно. Вы мне ответите: «В нашей компании нет карьерного роста», или «Я не стремлюсь к повышению, хочу просто спокойно выполнять свою работу». Хорошие отношения с начальством – это не только большая вероятность карьерного роста, это ещё и более спокойная жизнь на работе, возможность договориться (раньше уйти с работы, об отпуске в удобное время и т.д.).
Ваши задачи:
- правильно расставить границы в отношениях с начальством и в отношении работы;
- изучить особенности мышления вашего начальника (начальницы), его (её) принципы жизни;
- научиться отказывать;
- уметь подчёркивать собственный вклад.
Давайте по порядку.
Первое – расставление границ с начальством. Вы замечали, что есть люди, которым начальство может звонить в любое время и требовать выполнения поручений? И наоборот, есть те, которым начальство даже побаивается звонить, или по крайней мере будет звонить в нерабочее время в последнюю очередь. Всё это происходит потому, что первые не умеют расставлять границы, а вторые делают это в превосходстве. Сейчас нас интересует первая группа. Обычно такие люди плохо разграничивают любую сферу своей жизни. Например, они могут уехать в отпуск и просидеть большую часть в отеле за ноутбуком, отправляя отчёты. Либо они могут сидеть на работе и разговаривать в супругом(-ой), выясняя семейные проблемы. Таким людям явно сложно объяснить другим, когда к ним можно обращаться, а когда нет. Возвращаясь к начальству, вам нужно (легче всего это сделать в самом начале прихода на новую работу, но не поздно и потом) в уважительном и при этом настойчивом тоне отстаивать границы своего рабочего и личного времени. Нужно настаивать на том, что работе Вы готовы посвящать время рабочее и только. В первую очередь важно самому поверить в то, что для работы есть только рабочее время и держаться этой позиции. Конечно же, бывают такие моменты, когда необходимо задержаться или выполнить работу в нерабочее время. Но нужно уметь договариваться о бонусах взамен. Если у вас такое начальство, которое просто вас эксплуатирует, заставляет задерживаться и ничего не даёт в качества бонуса, то настойчиво рекомендую вам подумать о смене работы. Как правило, такие начальники скупы на повышение зарплаты, премии и т.д.
Второе – изучить особенности личности начальства. Вы спросите: «А это ещё зачем?» и добавите: «У меня нет на это времени». Как уже говорилось ранее, хорошие отношения с начальством значительно облегчат вашу жизнь на работе и сохранят вам нервы. По этой причине желательно знать предпочтения, любимые темы для разговора вашего начальника. Я не говорю о том, что нужно полностью подстроиться под него, просто если иногда вы будете говорить на любимые темы, или знать, в какой момент лучше подходить к вашему боссу, то это вам будет только в плюс.
Третье – уметь отказывать. Многие люди боятся отказывать вышестоящим персонам. Они лучше согласятся, будут терпеть неудобства, жаловаться, но не будут перечить. Это делается потому, что они боятся, что будет хуже, если они проявят недовольство. Хотя дело тут совершенно в другом. Действительно, от многих на работе порой просят больше, чем они могут выполнить. Нужно уметь уверенно с уважительным тоном отказывать начальству. Обратите внимание начальства, что у вас есть основной диапазон обязанностей, которые нужно выполнить в первую очередь на должном уровне. Только после этого вы сможете выполнять дополнительные обязанности в рабочее время.
Четвёртое – подчёркивать свой собственный вклад. Ко мне приходило много людей, они жаловались, что на работе не оценивают их труды. Дело в том, что большинство людей устроены так, что они скорее обратят внимание на недостатки и промахи другого, чем оценят достоинства и похвалят. Ваша задача уметь уверенно, чётко и достаточно подробно рассказывать начальству о своём вкладе в работу. Заведите такую привычку – рассказывать, как бы невзначай, сколько всего вы сделали. Например: «Здравствуйте, Владимир Сергеевич, за сегодняшний день я выполнил 5 заказов, подписал 3 договора». Необязательно так официально и каждый раз, но заявлять о своих заслугах нужно.
Дерзайте!