Спросите у любого человека: «Что для тебя важнее всего в жизни?». Многие ответят – семья, родные, близкие, дети, друзья. Мало кто из них ответит: «Работа». Действительно, большинство из нас воспринимает работу «как бремя, которое нужно нести», «то, что нужно пережить», «отсидеть до конца недели и свобода» (реальные ответы моих клиентов) и т.д. В то же время, если вы работаете на пятидневке или посменно, то получается, что вы проводите большую часть своей сознательной взрослой жизни на работе.
Учитывая данное обстоятельство важно, чтобы человек чувствовал себя комфортно на рабочем месте. К сожалению, огромному количеству людей работа доставляет дискомфорт.
Моя задача как психолога сделать так, чтобы люди становились счастливее. Для этого я решила создать цикл статей, в которых будет раскрываться тема: «Комфортная жизнь на работе».
Первая часть статей для тех, кто уже работает на постоянном месте и испытывает дискомфорт. Всего будет четыре темы: коллектив, подчиненные, начальство, обязанности.
Вторая часть – для тех, кто сейчас в поиске и хочет сделать правильный выбор. Темы: ваши желания и желания окружающих, сфера деятельности, график работы.
Коллектив
В данный момент времени всё большее количество людей начинает задумываться об эмоциональной обстановке, в частности, внутри коллектива. В крупных компаниях уже стали проводить тренинги для повышения положительного эмоционального фона в коллективе, сплочённости, сотрудничества, взаимопонимания и т.д. К сожалению, в средних и маленьких компаниях пока этому либо уделяют слишком мало внимания, либо вообще не уделяют. Хотя такие мероприятия значительно увеличивают КПД каждого сотрудника.
Коллектив – это ваша временная «рабочая семья». Как и каждая семья, она имеет огромное влияние на человека. В первую очередь – во время рабочего процесса.
У каждого члена «рабочей семьи» можно обнаружить свои особенности, их можно разделить на определённые типы. Важно знать, к какому типу личности относится каждый член коллектива. Это уменьшит большое количество возможных проблем на работе и значительно облегчит вам жизнь.
Проанализировав свой собственный опыт и опыт моих клиентов, я выделила несколько основных типов представителей «рабочей семьи» (коллектива). Уточним, что человек может относиться сразу к нескольким типам, а также может принимать облик того или иного типа личности в зависимости от ситуации.
Давайте перечислим основные типы:
1) Весельчаки – быстро начинают заговаривать с новыми членами коллектива, сразу могут начать шутить, рассказывать забавные истории. Если во время рабочего процесса вы устанете и захотите передохнуть, всегда сможете пообщаться с ними. С другой стороны, этим людям сложно концентрироваться на чём-то, они часто отвлекаются, неусидчивы. Если вы выполняете какую-то серьёзную работу, на время лучше отказаться от контактов с ними. Они могут сильно отвлекать вас и тормозить работу.
2) Вредные насмешники – любители говорить колкости и ехидно высмеивать происходящее. Часто критикуют что-то новое, непонятное для них. Это свидетельствует о том, что им сложно перестраиваться к каким-то новым условиям. Ехидство и вредность выступают в роли защитного механизма, чтобы никто не догадался о том, что им сложно усвоить новую информацию, перестроиться, изменить свою точку зрения. С такими людьми общаться довольно сложно, особенно тем, кто чувствителен к критике.
3) Трудяги – их жизнь сплошная работа. Скорей всего, на столе у них куча бумаг, напоминаний, записей. Им постоянно кажется, что нужно работать ещё больше и дольше. Соглашаются на большинство поручений, взваливают на себя кучу обязанностей. Им сложно отказать. К сожалению, недобросовестные сотрудники пользуются этим и могут взвалить часть своих обязанностей на них. Скорее всего, у них просто нет времени на общение.
4) Воюющие – они всегда недовольны, им кажется, что их недооценили, могут злоупотреблять обидой, любят демонстративно её показывать. Вам нужно быть осторожнее в общении с ними – если им покажется, что вы их обидели (а им часто так кажется), об этом вмиг узнает весь офис, и вам будет неловко.
5) Любопытные – везде суют свой нос. Им хочется знать всё и обо всех. Работа для них – это поле для сплетен. Получают удовольствие от обсуждения чужих жизней. Главное в общении с ними – дозировать информацию. Иначе каждое ваше слово может быть искажено и передано дальше в коллектив.
6) Безразличные – на их лице, скорее всего, вы увидите апатию, либо даже призрение. Они не настроены на общение, устали от жизни, потеряли смысл, у них недостаток энергии. После общения с ними может стать не по себе, в голову полезут дурные мысли.
7) Ноющие – у них особая «плачущая» интонация в голосе. Они чем-то похожи на воюющих, только ведут себя тихо. Постоянно на что-то жалуются, нудят, говорят, что их обижают, ущемляют права (везде – на работе, дома и т.д.). Большое количество их разговоров основано на жалобах обо всём и на всех. После общения с ними вам, возможно, тоже захочется на что-то пожаловаться.
8) Карьеристы – их главная цель – продвижение по карьерной лестнице. Они не остановятся на своём пути. Скорее всего, не настроены на то, чтобы с кем-то дружить. Если вы встанете у них на пути, они могут стать агрессивными. С другой стороны, если вы не соперники, общение с ними может быть довольно интересным. Они развитые личности, с которыми есть о чём поговорить.
9) Халявщики – пытаются увильнуть от работы любым способом, с радостью отдадут её часть трудягам. Могут часто сидеть на больничном. Возможно, часто задают один и тот же вопрос, ожидая, что часть работы у них заберут. В общении с ними нужно быть осторожным. Иначе в один прекрасный момент вы обнаружите, что выполняете свою и их работу безо всякого вознаграждения.
10) Интересные личности – добросовестно выполняют свою работу. При этом соблюдая режим работы и отдыха. Хорошо ладят со всеми. Знают себе цену, умеют подчеркнуть свой вклад в работу, свои достоинства. С интересом общаются с коллегами на разные темы.
Это были 10 основных типов личности. Проанализируйте свой коллектив на присутствия в нём тех или иных типов – полагаю, данная информация будет для вас полезной.
Продолжение следует!