Случилась со мной на днях одна совсем не веганская история. Зашла я в галерею договориться о демонстрации своих картин. И тут случился невероятный казус. Я подробно рассказываю, что выставка посвящена белкам и направлена против их истребления ради художественных кистей, вообще против использования меха. А дама, с которой я говорю, с подозрительным вниманием изучает мою голову. «Так Вы же сами в кубанке ходите, в натуральной?!», – с торжествующим негодованием произносит она. И всё. И выставка, и мой авторитет загублены.
Именно в тот момент, когда в пересохшем рту застряли слова о подарке деда, кубанке, которой уже лет как 15, я поняла: старые меховые вещи не перестают быть меховыми, и реакция на них – однозначная!
Начала я разговаривать со знакомыми о «наследии прошлого», что покоится на антресолях. Собственно говоря, не все в нашей стране родились веганами, а потому старые дублёнки и шубы полёживают, периодически поедаемые молью, и ждут решения своей судьбы. Кто-то порежет на стельки, кто на коврики для домашних животных, кто на кресло положит погреться, а кто и просто выбросит как вещь, занимающую слишком много места.
Собственно говоря, что пожилые, что новые, но все меховые вещи – это шкурки невинно убитых существ. А потому, даже если ты стал веганом и не можешь их носить по идейным соображениям, то выбрасывать их просто так ты права не имеешь.
И вот тут я вспомнила, что есть такое явление как кастомайзинг (от английского customize) – декорирование и перекройка уже готовых вещей. Я бы назвала их косметическими процедурами для одежды. Первый уровень мастерства этого направления – это украшение уже готовой вещи вышивками, кружевами, стразами, вязанием. Почти то же, что нанести макияж – и уже свежий и прекрасный вид. А вот второй уровень мастерства – это уже «пластика лица», переделка старой вещи. Здесь масштаб может быть разным: от укорачивания длины до расширения, сужения и вставки новых деталей. При таком подходе вещь может обрести не только «улучшенный вид», но и просто поменять своё лицо.
Кому-то покажется, что я говорю о каких-то временах экономии, депрессивных периодах России?! Кастомайзинг – весьма прибыльное и успешное занятие на Западе. Пионером данной области стал бельгийский дизайнер Мартин Марджелла, создавший жилеты из шарфов и свитера из детских носков. А трансформатор одежды Джей Хадсон воодушевляется старыми спортивными костюмами, украшая их стразами, кружевами и шелком.
Так какой же кастомайзинг может получиться из дублёнки? Начала интересоваться. Глаза разбегаются от разнообразия: жилетки различных фасонов, варежки, сапоги-угги, домашние тапочки, сумки. Некоторые, прочитав эти строки, тут же уныло вздохнут. Да, для таких экспериментов нужны хотя бы малейшие навыки кройки и шитья, умение разбираться в выкройках, особые иглы для скорняжного дела, специальные швейные машинки.
А как же быть, если нет в наличии подобных навыков и материалов?!
Екатерина Гузь из Челябинска предлагает свой практичный и простой вариант «второй жизни» дублёнки:
«В какой-то момент я рискнула взяться за то, что не делала ни разу. Мне досталась старая дубленка сестры. Светло-розовая изначально, она потеряла товарный вид: ее надо было или красить, или... Я сидела и думала, что же сделать? И решила, что сделаю «одежду для дублёнки», то есть покрою её тканью. В итоге был выбран драп. Покрытие шилось отдельно, потом сшивалось по борту с тонкой дубленкой на машинке Жэноме обычной иглой. А после к ткани петельным швом с использованием иглы с толстым ушком я прикрепила нитки Ирис цвета созвучного пряже. И уже к прикрепленному Ирису я сделала обвязку крючком. Так я сшила пару: дубленочный жакет и юбку.
Чуть позже ко мне попала от тети шуба из козлика, и я, вывернув ее мехом внутрь, поступила с ней также. Я покрыла шубу трикотажным полотном, добавила кружев и пряжи, имитирующей мех».
Вот такие практичные советы от Катерины Гузь, не скорняка и не швеи по образованию, просто человека, привыкшего бережно относиться к вещам.
Российский дизайнер Катя Гомиашвили предлагала дублёнки расписывать! Представьте, только! Художником себя вообще ощущает каждый второй, если не первый. Трафарет, краски по коже – и вперёд! Тут и иглы с ниткой даже не нужны! Одна лишь фантазия!
Как не вдохновиться всеми этими кружевами, пряжами, покрытиями из ткани, выворачиваниями, росписью?! Руки так и тянуться что-то такое произвести неповторимое!
Да, возможно, это ужасный обман – изменить до неузнаваемости меховую вещь с целью быть в тренде веганской моды. Но вопрос же не в том, как не быть пристыженной за ношение меха, а в том, что ты помнишь о той самой жизни, которую кто-то когда-то загубил. И не встаёшь в строй вещевых потребителей, выбрасывающих надоевшую модель раз в сезон.
Переделывать старые дублёнки – это, как мне кажется, тоже своего рода отказ от ношения меха. Но пока ещё трудно объяснить эту идею в двух словах.
Потому пойду-ка я обвязывать свою кубанку во избежание различных споров...