Вот они, первые, защищающие, оберегающие от всего мира объятия мамы, затем лёгкие дружеские похлопывания по плечу, и вот уже робкие нежные прикосновения возлюбленного – все эти счастливые мгновения «сделаны руками». И даже в те моменты, когда эмоции переполняют нас, глаза не находят себе места, а слова застревают, на помощь приходят они – «говорящие», утешающие, подбадривающие руки. То, к чему мы прикасаемся, получает отпечаток наших эмоций. То же можно отнести и к живописи. Разве через кисть не транслирует художник всего себя – от особенностей цветовосприятия до философии его жизни?
11 лет назад я поняла, что живопись, ради которой осуществляется убийство животных – это не моё искусство. Производители художественных кистей на мой вопрос о производстве беличьих кистей ответили, что используются хвосты, доставляемые как «отходы» меховых фабрик. То есть истерзанные трупики «дорабатываются» до кисточек.
Вот стоишь в парке, смотришь по сторонам, сжимая в руке заветный орешек. Ждёшь, когда же, когда из зелени ветвей шустро выпрыгнет рыжий зверёк? Появился, осматривается, не подбегает близко. И вот, исполнив танец страха и любопытства, маленькое мохнатое существо вдруг... Прыгает к тебе на руку. Сердце замирает. Вот оно, пушистое облачко, сидит: ладонь ощущает холодную кожицу и тоненькие коготочки лапок. Старательно и быстро разгрызает орех, а чёрные виноградинки глаз доверчиво смотрят на тебя: «Не припасён ли ещё орешек?!». И это чудо, хрупкое и смешное... Убить, чтобы рисовать мёртвой белкой ещё живых?!
Я для себя решила, что не хочу быть прикреплённой к цепочке убийства, даже и последним, ничего не решающим звеном. В век нанотехнологий и смартфонов убивать животное ради того, чтобы дошкольник акварелью яростно поразмазал на бумаге пару кругов? Чтобы через месяц негодную кисточку выкинули, и не подумав, что это в помойке невинно и не нужно загубленная жизнь?
И выбросить, и убить можно руками, как руками можно и спасти. Я не использую кистей для живописи, я рисую подушечками пальцев и пластилином.
Кому-то покажется смешным, что «детский» материал может использоваться в таком пафосно-важном деле как живопись. Я творю в этой технике 12-й год, и за это время выслушала немало странных комментариев по поводу пластилина. Кому-то хотелось подвергнуть картины испытанием зажигалкой, кому-то заморозить в холодильнике: большинству людей казалось, что пластилин не долговечен, а потому нужно непременно доказать мне несостоятельность моего выбора. Но, увы, у недоброжелателей ничего не вышло: пластилин со временем не теряет цвета, не рассыхается и не реагирует на погодные перемены. В данном моменте я не говорю о картинах, которые создаются путём нанесения на картон без закрытия работы. Если оставлять картину на открытом воздухе, не герметизируя, то где-то через 5-6 лет она может рассохнуться, к тому же её трудно будет очистить от набравшейся пыли.
Технология моей работы – нанесение пластилина на стекло или пластик, а затем закрытие работы тем же пластиком, либо плотным картоном. В мастерской хранятся мои самые первые работы: они также радуют глаз, и хотя им уже 10-11 лет, – они ничуть не изменились.
Итак, каковы же преимущества пластилина как материала для живописи:
1. Готовые созданные вами оттенки хранятся (не засыхая!) бесконечно долго. Чего нельзя сказать об акриловых, гуаши и акварельных красках.
2. Работа, созданная в пластилине, в несколько раз дешевле по себестоимости, чем картина, написанная любым из видов красок.
3. При рисовании пластилином снижается проявления суставных болей и артрозов, а также, благодаря мелкой работе и давлению на кончики пальцев, улучшается работа головного мозга.
Немного о технологиях.
Что только не делают с пластлином: нагревают и рисуют из шприца горячим, растирают, делают «колбаски», формируют контуры, а затем их заполняют, подкладывают под стекло фотографии и картинки. Я придерживаюсь классики: формирую шарики разных цветов и оттенков, создаю палитру для моей картины, а затем растираю отщипанные кусочки по стеклу – «рисую». Я не использую шаблоны или подкладываемые фото: я всегда «творю» пластилином, экспериментируя с цветом и формой «мазка».
Несмотря на кажущуюся простоту, пластилин может таить в себе и некоторую «подлость»: от 5-6-ти часовой работы, а то и раньше, на пальцах от трения могут... образоваться покраснения и настоящие мозоли. Но день-два после они, как правило, проходят.
Совет начинающим: используйте пластилин известных отечественных марок, таких как «Луч» и «Гамма» – это проверенные материалы. Чешский пластлин склонен разламываться и не обладает такой податливостью, к тому же плохо намазывается и смешивается. А китайские пластилины склонны рассыпаться со временем, к тому же многие из них не проверены на качество.
За 12 лет работы я создала более 130 картин, из которых 88 успешно проданы. Я провела 6 выставок. Некоторые из моих картин в частных коллекциях Японии, Франции, Канады и Америки. Последние 2 года активно пропагандирую синтетические кисти и отказ от беличьих кистей, выставляя картины проекта «Для-Художника-Кисти-А-Для-Белок-Их-Жизни!».
Руки даны нам для того, чтобы передавать любовь, любовь к Жизни и Живому: отдавать, продолжая Торжество Жизни – в этом моя философия как художницы!