Мастер медитативного танца Ирина Островерхова соединила в своем авторском курсе танцевально-двигательную терапию, ведические знания, восточный и цыганский танцы и другие техники – например, танец на битом стекле. О своём необычном пути, гастролях с Дидюлей и вегетарианстве Ирина рассказала корреспонденту Vegetarian.
Как ты пришла в танец?
Я с детства хотела танцевать. Но потом логика победила природную склонность и я стала учиться «умным вещам», потому что умные больше зарабатывают. Я решила получить экономическое образование, тогда была на него мода. А потом пришла работать в банк. Поработала один день и мне очень захотелось больше на работу не возвращаться. Через месяц уволилась.
И ты вернулась в танцы?
Желая поскорее нагнать упущенное, я стала с бешеной скоростью посещать различные танцевальные классы: современные танцы, фламенко, восточный танец, цыганский и многие другие. Моё тело было в шоке: болело, не слушалось, но медленно поддавалось. Часто я, уже такая взрослая тётя, была на уроках вместе с подростками. Они на меня сочувственно смотрели. Мои близкие друзья легко могли определить по тому, как я хромаю, на каких именно танцах я была недавно.
А как начала преподавать?
Однажды моя подруга (она преподавала тогда восточный танец в одном из крупнейших фитнесс-клубов Москвы) заболела и попросила её заменить. Надо было ехать в Жуковку. Я до сих пор помню тот день: захожу в стеклянный зал, вижу публику, у которой есть явно большие ожидания относительно предстоящего урока. Сзади меня стоит руководство – «ни шагу назад». Думаю: «Час позора и я на свободе». Оценив мой «убитый» вид, половина посетителей ушла сразу. Потом, пока я возилась с микрофончиком и проигрывалетем, которые, наверно, решили сговориться против меня, зал покинули еще несколько человек. Остались только те, у которых возникло ко мне обострённое чувство жалости.
После этого занятия я от горя ела много шоколада и запивала его кофе. Я думала, мне это поможет себя лучше чувствовать. Вдруг моя подруга сообщила, что дела ее совсем плохи, ещё неделю мне придётся её заменять. И тут я поняла, что столько шоколада я физически просто не съем. В итоге я вела занятия целый месяц, и постепенно всё наладилось. Каждый урок был большим испытанием, но я была счастлива. И когда подруга всё-таки вышла, меня тоже оставили работать.
Наконец-то для меня на свете нашлось место, где я могла быть долго и мне там очень нравилось! Несмотря на то, что в этом центре были высокие требования к специалистам (надо было регулярно проходить аттестации и мне пришлось изучать основы анатомии, биомеханики и т.д.), а я имела только диплом Финансовой академии, меня оставили. Кроме того, я как преподаватель должна была участвовать в международных фитнесс конвенциях в «Олимпийском» – давать мастер классы для большого количества инструкторов.
А как началось свое сотрудничество с Валерием Дидюлей?
Мне очень нравилась его музыка и я пошла на его концерт. Помню, с ним выступала танцовщица, а я сидела в зале и представляла, как будто это я там танцую. Много времени прошло с тех пор, я всё ждала какого-то специального кастинга, чтобы заявиться. А потом просто написала на почту Валерию, что хочу танцевать с его коллективом. Дальше события развивались очень быстро: на утро звонок, неделя обучения и вперед на гастроли. Так началась еще одна школа: выступления на больших сценах (там свои законы) и возможность учиться у самого маэстро.
Мое первое выступление случилось в Белоруссии во Дворце культуры на 4 000 человек. Я вышла на сцену, зрителей видно не было, но чувствовалась мощнейшая энергия аудитории, которая либо прибьет меня, как муху, либо свершится чудо. И чудо свершилось. Я смогла станцевать и быть в этом потоке. А потом у нас был месяц гастролей по Сибири. Зимой. Каждый день – новый город. Вот тут-то я и сдалась. Но опыт сотрудничества и сотворчества был потрясающий. Дидюля некоторые композиции пишет специально для танца, у него есть очень ясное видение, как это должно быть исполнено. Вплоть до малейшего звука, оттенка, перехода в музыке. И этого он и требует от танцора. Я многому научилась, за что очень благодарна.
И ты после этого создала авторский танцевальный курс?
Познавать мир мне легче всего через танец. Но помимо танца я изучала и изучаю различные другие практики. И многие из них можно выполнять танцуя. Так веселее, что ли. Вот и получился «Танец женской силы». Название и авторство, конечно, условные. Все авторские права на создание танца у Шивы.
Ира, а сейчас ты разучиваешь какие-нибудь танцы?
Да, я танцую катхак (индийский классический танец – прим. Ред.). Наша замечательная преподавательница Евфросинья Сибилева преподает этот танец на глубоком уровне. Помимо техники изучаем происхождение, историю, суть катхака.
Немного истории. Когда общество стало заметно деградировать, то Господь Брахма, чтобы люди могли легче воспринимать знания, создал то, что он назвал «Пятой Ведой» – Натьяшастру. Это священное писание каждого выходящего на сцену. Главное, чему она учит, это то, что искусство – индивидуальное творчество, которое опирается на универсальные законы мироздания, и отражается в его подобии – человеке. Техника танца была дана самим Шивой, а Боги стали первыми зрителями и покровителями. В основе сюжетов лежат Гимны Ригведы.
В чём особенность твоего курса?
Движения в этом танце очень осознанные. Если ты двигаешь бедром или плечом, то все внимание устремляется туда. Танец строится на глубоком ощущении внутреннего пространства, на осознанном дыхании. Это техники пранаямы в вольном исполнении: куда идет дыхание, туда идет сознание. Важно то, что вдыхаешь и выдыхаешь. Можно вдыхать чистый воздух или жизненную энергию, а выдыхать, например, напряжение, если мы ставим своей целью чистку. А когда повылезают все «не фиалки», можно выдыхать любовь, благодарность – в общем, что-то хорошее.
Каждый настраивается на свой поток: Бог, вселенная, мироздание. Возникает такое ощущение, что тело танцует уже не по законам физики и биомеханики. Мы вдохом разрешаем заходить в наше тело силе и с выдохом её отпускаем, учимся управлять потоком энергии и на нём танцевать. Можно танцевать на божественной энергии. Вдох – просим о помощи и с благодарностью вдыхаем, выдох – просим, чтобы нам помогли разобраться с тем, с чем самим не справиться. Любой танец можно танцевать, зная эту технику: подключаешься к потоку танца, чувствуешь его национальное проявление, атмосферу – и движения приходят сами собой.
И в жизни может что-то измениться после танцев?
Может, если есть запрос. Например, можно отказаться от любой вредной привычки. Если от курения человек расслабляется, то он может почувствовать более высокий вкус счастья и расслабляться будет уже по-другому: потанцует и психическое состояние выравнивается.
Как ты стала вегетарианкой?
Я не ем мяса уже около 20-ти лет. Еще в совсем юном возрасте у меня появилось ощущение, будто ешь какое-то чужеродное тело. Но мне говорили, что без мяса начнутся процессы деградации, дистрофия и вообще я умру. Потом, когда я смогла самостоятельно питаться, то обратила внимание, что когда я ем мясо, сразу наступает состояние подавленности. И пока пища не переварится, ощущение не проходит. Я перестала есть мясо и приготовилась умирать. Проходит год, два, а я всё не умираю (смеется). Тогда к вегетарианству в обществе отношение было однозначное – отклонение в психике. А потом я узнала, что целые народы живут и рожают детей, не употребляя мясной пищи. Танцоры-вегетарианцы не устают, хотя нагрузки в индийских танцах большие. «Травоядные» меньше спят, легче запоминают движения и психика у нас более легкая, что ли.
Еще для меня очень важна такая идея. Есть Бог, который всех любит и исполняет желания каждого. Каждого живого существа. Я не думаю, что есть на Земле хоть одно живое существо, которое хотело бы умереть в мучениях.
Беседовала Ангелина Чуракова