Мы продолжаем публиковать откровенные беседы с доктором Парешем Джадхавом По большому количеству откликов, пришедших на адрес Пареша, можно судить о живом интересе к этому вопросу. Сегодня поговорим об эффективном образе жизни с точки зрения Аюрведы.
- Господин Пареш, с чего для Вас начался путь в эту древнеиндийскую медицинскую науку, с какого момента она стала для Вас привлекательной?
- Всё началось с бабушки: я видел, как она помогала людям, хотя не была врачом – просто находилась в этой традиции. Будучи ребёнком, я смотрел на её знахарское ремесло, как она лечит травами обращавшихся к ней за помощью людей, и мне это казалось чем-то естественным. В России её называли бы травницей.
- После нашего прошлого интервью у меня возник такой вопрос: раз все проблемы со здоровьем случаются от дисбаланса дош – Капха-доши, Пита-доши и Вата-доши. Возможно, существует и какое-то одно универсальное средство по приведению их в норму?
- Надо понимать, что нарушение доши – это недостаток или переизбыток одного из пяти первоэлементов в теле человека: вода, земля, огонь, воздух, эфир у больного человека либо в дефиците, либо в изобилии. Увы, нет одной причины для этого, поэтому и лекарства от всех болезней одного тоже нет. Если попытаться найти один максимально общий и значимый фактор, влияющий на здоровье, то это, безусловно, психо-эмоциональное состояние человека, вектор его мышления, настрой.
- Многим, кто интересовался Аюрведой, знакомо слово «ама». Что это?
- Ама это общее обозначение всех возможных токсинов и шлаков, которые могут скопиться где угодно – в суставах, кишечнике или где-то ещё. От того, где они локализованы, будет зависеть форма вызванной ими болезни. Безусловно, токсины – это большая проблема, но ещё более значимая задача – выявить причину их появления.
- И что же Аюрведа говорит о причинах появления токсинов в теле человека?
- Ответ прост: все наши проблемы от дисгармоничного образа жизни, плохого сна и неправильного питания. Но есть также и пракрити – врождённый набор качеств личности, сформированный прошлыми жизнями и видимый в натальной карте гороскопа. Пракрити предопределяет также склонности к тем или иным заболеваниям. Это часть кармы человека. Викрити же, наоборот, являет собой конфигурацию приобретённых проблем, к которым могут относиться перенесённые инфекции, а также обстоятельства, связанные с кругом общения и местом жительства.
Пракрити каждого из нас неизменно на протяжении всей жизни как отпечатки пальцев, а вот викрити меняется вслед за переменой жизненных обстоятельств.
- Очень хорошо, когда страдающему человеку доступен компетентный доктор, но что должен знать тот, кто живет за пределами досягаемости, кому недоступен специалист по Аюрведе, он может рассчитывать только на себя?
- Аюрведа – это в первую очередь правила гармоничной жизни для предотвращения большинства возможных проблем. Сейчас я дам несколько самых общих советов для тех, кто не обладает никакими специальными знаниями и не имеет информации о своих пракрити и викрити. Мой Учитель говорил: «Если не имеешь информации о необходимом рационе или распорядке, посмотри на образ жизни животных – у них есть чему поучиться». Возьмём вопрос о том, сколько нужно пить воды. Животные не знают, сколько литров им предписано поглощать ежедневно – они пьют, когда чувствуют жажду. Так же должен поступать и человек. Ведь каждый из нас обладает массой индивидуальных особенностей, которые непосредственно влияют на то, как часто и много мы пьём – это и уровень потоотделения, и влажность воздуха, и пищевые привычки. То же самое касается голода: без этого ощущения принимать пищу вредно. Кстати, это правило действует и в обратную сторону: если вам захотелось есть, воздерживаться от еды ненужно. Даже пресловутый «ночной жор» и то не так страшен, как его имидж в зож-изданиях. Безусловно, если человек полный, ему пищевые ограничения пойдут только на пользу, но если человек Вата-конституции (то есть худощавый), то поздний ужин для него вполне допустим. Аюрведа выступает за индивидуальный подход. Рекомендации западных врачей относительно всеобщего плотного завтрака мы считаем вредными: пожалуйста, не завтракайте без явного чувства голода! Если вы сомневаетесь в своих чувствах, посмотрите утром на свой язык: если на нём белый налёт, значит, пища, употреблённая вчера, ещё не переварилась.
- Получается, что все эти диетологические системы, составляющие распорядки питания разной сложности, – есть каждые три часа или не менее пяти раз в день – с точки зрения Аюрведы некорректны?
- Выходит, что так. Аюрведа выступает за максимальную естественность. Детей тоже не следует кормить по часам – достаточно их биологических часов, которые дадут им сигнал о необходимости насыщения в положенное время.
- Такой же принцип отношения к режиму сна и бодрствования?
- Да, в целом такой же. В нашей традиции нет жёстких установлений относительно того, когда и сколько спать. Сон в Аюрведе – это как бы «время ремонта» вашего организма, и его качество также обусловлено многими обстоятельствами: ведь если человек переезжает из города в деревню, он становится ближе к природным биоритмам и начинает ложиться и вставать раньше, чем в городских условиях. К тому же, на количество сна очень сильно влияют разные духовные практики, такие как йога или медитация. Если человек практикует их, он начинает спать гораздо меньше. Я бы хотел обратить внимание на очень важный принцип: если человек постоянно нуждается во сне или в еде, это признак проблемы – подобно тому, как если автомобиль постоянно требует ремонта или сжигает повышенное количество бензина, это говорит о его неисправности. Чем меньше еды и сна нам требуется, тем в лучшем состоянии наш организм и выше духовность. Это важный общий принцип, о котором следует помнить. Больше трёх раз в день есть вредно, а единовременный размер порции не должен превышать объём одной раскрытой ладони. Ни в коем случае итогом трапезы не должно становиться полное заполнение желудка, насыщение: на одну треть желудок должен быть заполнен едой, на одну треть жидкостью и на одну треть воздухом.
- Каковы принципы употребления воды во время приёма пищи?
- Пищеварение – это буквально «варка пищи» с помощью пищеварительного огня-агни. Вода – это противоположность огня: второе гасится первым. Если вы не стремитесь к похудению, вам не нужно гасить пищеварительный жар влагой. Но если проблема избавления от лишних килограммов важна для вас, регулярный приём воды перед едой будет эффективным способом воплотить эти намерения в жизнь. Если задача обратная – увеличить массу тела, то пить нужно после еды. Если вы оцениваете свой вес как нормальный, то пить можно мелкими глотками в процессе еды. А если вы считаете ваше пищеварение вялым, поможет имбирный напиток. Кстати, лучшими помощниками пищеварения являются не только имбирь, но и жаркое время года или солнечное время суток, поэтому я рекомендую переносить приём всей тяжёлой пищи (молочных или сладких продуктов, а также фруктов) на то время, когда солнце в зените, то есть в полдень или чуть позже.
- Раз мы затронули тему питания, самое время рассказать о принципах совместимости продуктов, что мы и обещали в прошлой статье.
- Сегодня сферу ЗОЖ охватил очень вредный тренд – в моду вошли зелёные коктейли. По Аюрведе, фрукты и овощи не должны присутствовать в одном приёме пищи: это типичный пример несовместимых, а, следовательно, вредных сочетаний продуктов. Другим таким примером является сочетание фруктов и молочных продуктов, единственное исключение – молоко с манго. Но я бы жителям севера не рекомендовал и его: ведь и молоко, и фрукты – это очень тяжёлая пища, повышающая самую неблагоприятную для северян дошу – Капху. Также я считаю важным упомянуть некоторые национальные западные рецепты, которые с точки Аюрведы являются недопустимыми, даже если они не имеют отношения к вегетарианской специфике вашего журнала. Если у вегетарианца есть родители, которые не отказались от мяса, они должны помочь своим родителям придерживаться здоровых правил его употребления. Итак, любое мясо или птица в сочетании с молочными продуктами (к примеру, курица в сливках) недопустимо, так же как мясо с рыбой. Но самым вредным и – увы! – наиболее распространённым сочетанием в России является молоко с солью. В индийской медицинской традиции их союз считается едва ли не главным источником токсинов.
- Мы вегетарианский журнал, поэтому наших читателей больше, чем мясо и рыба, волнует, например, сочетание грибов и сливок – не вредно ли оно?
- Аюрведа не рекомендует употреблять грибы, так как они в аюрведической культуре считаются паразитами. Если объяснять научно, растительной пищей мы считаем ту, где содержится хлорофилл – поэтому грибы не попадают в эту категорию.
- Уж если мы заговорили о конкретных продуктах, давайте скажем и о том, как относиться к сахару, соли, муке и другим популярным в России продуктам?
- Белая мука – это неполезный продукт, но цельнозерновая мука допустима. Идеально употреблять только ржаную муку без дрожжей. Вместо сахара у нас в Индии используется вываренный тростниковый сок, из которого получается сладкий продукт под названием гур. Соль лучше всего использовать розовую гималайскую.
- Диетология не стоит на месте: это не только индустрия, но и наука. Например, сейчас в моде кета-диета, которая привлекает к себе внимание своей эффективностью – её сторонники активно теряют лишние килограммы. Не вредны ли такие пищевые инновации?
- Если я правильно понимаю, кета-диета – это жиры и овощи… Сейчас никто не знает, каким будет здоровье этих людей через тридцать лет. Аюрведе более пяти тысяч лет и все её рекомендации прошли тысячекратную клиническую проверку на миллионах пациентов. Она рекомендует больше использовать углеводы – рис, гречу, пшено. Это доступно, полезно и подходит даже веганам.
- Существуют ли какие-то проверенные временем ритуалы вкушения пищи?
- Аюрведа не связывает человека религиозными узами, она всего лишь исповедует эффективные правила здоровой и энергичной жизни. Но я могу рассказать, как принято относиться к трапезе в той индийской деревне, где я родился и вырос – там, где люди живут вместе, не отрываясь от своих корней и природы. Как правило, женщины встают рано, до восхода солнца, принимают омовение в реке или душ и, не общаясь ни с кем, начинают готовить пищу на весь день. Приготовив, они сначала освещают ее, предлагая Богу, а потом уже все члены семьи принимают ее сообща. Примечательно, что делать замечания по поводу еды считается неприлично и неблагоприятно. В детстве отец ругал меня, когда я жаловался на то, что еда недосолена или слишком острая – в нашей традиции это недопустимо, осуждать кого-то или что-то. Если кому-то не хватает специй, он может добавить их по своему вкусу, не критикуя то, что прямо сейчас наполняет тебя, даря здоровье и силы. Увы, такие обычаи встречаются сейчас лишь в деревнях и то, если они находятся не в туристических зонах.
- Значит ли это, что в деревне жить лучше, чем в городе, несмотря на более высокий уровень комфорта и доступность «благ цивилизации», предлагаемых в мегаполисах?
- Безусловно, сельский быт больше способствует сохранению традиций, а значит, и здоровья, чем городской. Например, ещё недавно в каждой нашей деревне в обязательном порядке были представители 12-и основных жизнеобразующих профессий. Поэтому каждое такое поселение было самодостаточным – независимым от поставок извне. И представители каждой такой профессии носили соответствующую говорящую фамилию, по которой можно сразу определить – какому профессиональному клану они принадлежат. К сожалению, английский протекторат нарушил наши устои. Я бы сказал, что это не было случайностью: ведь в первую очередь они перестроили нашу систему образования, вселив в нас недоверие к собственной традиционной культуре. До английского владычества в обучение детей входило изучение аюрведической науки – в том числе, знание трав, агрономические и сельскохозяйственные навыки. Обретение знаний происходило под присмотром учителя, который наблюдал за учеником с семи лет и видел, к чему тот более всего способен. Это позволяло добиваться наилучших результатов: к шестнадцати годам подросток уже становился экспертом в той области, к которой он имел врождённые склонности, получившие развитие в процессе обучения. Английская система образования намного менее эффективна: человек учится до двадцати пяти лет и даже после этого не вполне понимает, кто он по своему призванию и какое место занимает в жизни. Учиться по-индийски – это осваивать реальные навыки, передаваемые непосредственно от мастера; учиться по-английски – это всю жизнь собирать дипломы и сертификаты, выдаваемые безличной системой.
- Вы полагаете, что основы процветающей индийской цивилизации были намеренно уничтожены английскими завоевателями?
- Не буду выносить однозначных суждений, но вот факты: издревле каста архитекторов славилась потрясающими храмами, которые они возводили. Но пришли англичане и запретили возводить им эти колоссальные шедевры без архитектурного образования. Их усадили за парты, затем выдали дипломы, и с тех пор не было построено ни одного храма равного тем, что возводились до западного владычества.
- Да, как говорится, без комментариев. Однако вернёмся к Аюрведе: раз эта наука всесторонне рассматривает человека и все измерения его бытия, что она говорит о морально-этической стороне терапевтического процесса, какие качества характера помогают пациенту максимально быстро избавиться от своих проблем?
- Прежде всего, пациент должен быть послушным, чтобы выполнять все предписания доктора. Исполнительность – залог успешного лечения. Ещё есть такой небольшой секрет: пациент не должен знать, что за лекарства ему выписал врач, чтобы его вера в эффективность терапии не ослабевала. Например, в Индии человек получает от специалиста некий целебный безымянный порошок, и всё что ему известно, – лишь режим его приёма. Это делается исключительно по психологическим причинам, потому что часто даже от сложных недугов помогают совсем простые и дешёвые ингредиенты, что ввергает многих людей в сомнения относительно их эффективности. Хотя более всего помогает здоровью позитивный настрой и вера в то, что всё будет хорошо, что врач и природные лекарства решат все проблемы. Но если человек не готов изменить свой режим и систему питания, он никогда не выздоровеет; Аюрведа – это лечение не таблетками, а сменой губительного образа жизни на здоровый.
- Мы плавно подошли к вопросу о режиме. В Петербурге и в целом на севере, в средней полосе климат очень непростой: как в таких условиях быть с аюрведическими рекомендациями о том, что просыпаться нужно до восхода солнца?
- Конечно, в Петербурге это не очень выполнимо. Я бы рекомендовал ложиться спать около 22.00 и спать около 7-8 часов независимо от размера светового дня. Первое, что нужно сделать после пробуждения – показать язык в зеркало: если он белый, значит, процесс пищеварения, запущенный вчера, ещё продолжается. Мы перевариваем остатки пищи минувшего дня во сне. Если кому-то не хватает времени сна для завершения пищеварительных процессов, то сон следует увеличить. Утром язык должен быть розовым – это признак здоровья. Затем следует почистить зубы и язык. Также в аюрведической традиции есть одна очень эффективная процедура под названием гандуша: держать во рту кунжутное (можно льняное) масло каждое утро по 4 минуты, под языком, полоскать им дёсны и выплёвывать. Также к очень полезным утренним процедурам следует отнести закапывание масла в нос – это убережёт вас от контактов с аллергенами и патогенными бактериями в течение дня. После этого следует совершить небольшое промасливание тела и через 45 минут идти в душ. Для этих процедур лучше всего подходит льняное, кунжутное масло и гхи, а в жару – кокосовое.
- Сейчас многие говорят о том, что в исламском мире масло чёрного тмина считается панацеей – не лучше ли применять его?
- Аюрведа в таком случае всегда выступает за локализацию: от местных болезней желательно использовать местные травы (и масла). В каждом районе мира есть все необходимые средства для избавления местных жителей от страданий. В России растёт преимущественно лён – значит, его масло максимально благоприятно для вас.
- В России есть такая замечательная трава – полынь. Многие используют её в профилактических целях. Что можно сказать о ней с аюрведической точки зрения?
- Полынь – прекрасная местная трава! Но полезна она не всем: её яркий горький вкус повышает вата-дошу. То есть людям субтильного телосложения, с запорами и хрустом в суставах, я бы её не рекомендовал. Остальные могут употреблять её в умеренных количествах, заваривая чайную ложку сырья на стакан кипятка, она приводит в баланс капху и питту, к тому же, это великолепное антигельминтное средство. И, конечно же, не забывать использовать куркуму: в Индии она считается чем-то вроде универсального средства от всех болезней, панацеей – от ран до онкологии. Аллопатическая медицина и западная наука только начинают открывать для себя целительную силу природы, в то время как Аюрведа передаёт её секреты из поколения в поколение уже более пяти тысяч лет.
Ирина Неаполитанская