Партнер компании AVT&Co Пётр Мовчан рассказал о том, как вместе с единомышленниками открыл сеть бесплатных электрозаправок в Санкт-Петербурге, и почему электротранспорт – это наше будущее.
Как ты пришел к идее заниматься электрозаправками?
До недавнего времени я занимался реставрацией ретро-машин, организовывал выставки, где их и представлял. Но в итоге пришел к выводу, что это бесперспективно и не приносит пользы окружающему миру. Электромобили – это возможность открыть для себя новое, помочь людям и планете.
Я в электрике, на самом деле, не так хорошо разбираюсь. Изучать устройство электромобилей я начал сам, очень много читал и изучал на практике. В первую очередь для нас важна идея, но надеюсь и бизнес из этого получится. Если ты приносишь пользу людям, значит это должно окупиться.
В первую очередь тебя заботила экология или интересовала техническая сторона вопроса?
У меня это было наравне. К экологии я отношусь действительно серьезно, меня волнует наше будущее. Мне хочется, чтобы города стали чище. Люди ежедневно стоят в пробках, дышат вредными газами, идет загрязнение почвы – мы потребляем в пищу загрязненные продукты – отсюда множество заболеваний.
Насколько экологичны электромобили?
К сожалению, энергию в России по большей части получают за счет сжигания углеводородов. Происходит загрязнение атмосферы, хоть и в меньшей степени, чем от топливных автомобилей. Конечно, хочется, чтобы у нас в след за Европой был переход на альтернативные источники энергии, более экологичные.
Как утилизируют аккумуляторы?
Как правило, они перерабатываются в новые. В Европе подержанные батареи скупают фирмы, которые создают из них подстанции, обеспечивающие энергией поселки в случае аварий. Также это помогает сэкономить деньги – ночью по дешевому тарифу энергия накапливается, а днем – раздается подстанцией. Если для машины мощности аккумулятора уже мало, то в небольших населенных пунктах несколько таких батарей способно обеспечить необходимый запас энергии для освещения.
На ваших электрозаправках все желающие могут подзарядиться бесплатно, в ближайшей перспективе в России такие зарядные станции станут новым направлением бизнеса?
Наша задача сейчас сделать презентационную площадку, чтобы люди увидели, иначе взглянули на электромобили. Многие говорят: «Мы бы купили такую машину, но где же мы будем заряжать, обслуживать этот необычный транспорт?». Большая часть электрозаправок в нашем городе не работает. Они установлены по инициативе свыше, но так и не подключены.
Я давно хотел заниматься электрозаправками, долго искал тех, с кем бы мог реализовать эту идею. Нашел Алексея Трофимова, его брата Станислава и их отца – они электрики и давно занимаются этим вопросом с технической стороны. Первые две заправки были поставлены ради эксперимента. Третью мы открыли в марте уже в более удобном для горожан месте – в торговом центре «Питерлэнд». Также мы занимаемся производством и продажей нескольких видов станций гаражного типа. Публичные станции, к сожалению, пока таким интересом не пользуются. Пока поток небольшой, можем себе позволить самостоятельно оплачивать зарядку автомобилей на наших станциях. Когда рынок обрастет – будем ставить терминалы оплаты.
Доход это не приносит, но есть люди из разных городов, которые интересуются нашим проектом. Автобусные парки планируют оборудовать станциями, но пока это на стадии проектов. Сейчас планируем в другом торговом центре открыть еще одну электрозаправку. Пока точной даты нет, но мы работаем в этом направлении.
Вы называете свою новую заправку «первой общественной электрозаправкой в Санкт-Петербурге», в чем ее уникальность?
Это первая заправка для всех видов электромобилей. Мы сделали станцию с универсальными разъемами. И она единственная, где могут одновременно заряжаться три машины сразу.
Мы сами делаем станции, при этом они в несколько раз дешевле. В России есть другие производства, но в основном они закупают все детали заграницей. Мы же закупаем только кабеля, которые в России никто не производит, и сами розетки, остальное все свое. Даже схемы нам паяют на заказ, внутри стоит программа, записанная нашим программистом. Она «коннектит» машину и нашу станцию при присоединении кабеля, они начинают обмениваться данными о заряде аккумулятора и типе машины.
Наши станции более универсальные чем импортные аналоги, они могут подстраиваться под разные электромобили и так же могут одновременно заряжать до восьми машин, используя одну микросхему. Мы обращались за получением гранта на инновационные разработки. Нам ответили, что пока не будет много машин, им не интересно. Сейчас в этом бизнесе не видят перспектив. Мы это делаем не ради денег, но мечтаем, чтобы появились средства развивать эту идею дальше, масштабироваться и приблизить век экологии.
Покупка и содержание электромобиля дорогое удовольствие? И главное – насколько проблематично пользоваться этим видом транспорта в России?
Новый электрокар будет стоить минимум два миллиона, но он будет класса Ford Focus. Мы недавно ездили в поселок, где живут состоятельные люди. Один из жителей заинтересовался и решил своим соседям и друзьям показать, что это такое. Им до города ехать 20 км, и магазин рядом. Электромобили как раз для таких разъездов. Обеспеченные люди считают деньги, многие из них любят современные гаджеты.
За пять лет разница в цене электромобиля и бензиновой машины – приравнивается. Но при этом у бензиновых после 100 тысяч км зачастую начинаются серьезные поломки. В электрокарах нечему ломаться, кроме, конечно, таких стандартных вещей как подвеска – от этого никуда не денешься. К тому же у таких машин почти нет износа тормозных колодок – двигатель переходит в режим рекуперации. Когда нажимаешь на тормоз, двигатель начинает вырабатывать энергию, становится генератором. Магнитные силы в нем порождают электрический ток, который идет обратно в батарею.
Большинство зарядок у человека происходит рядом с домом и местом работы. В торговый центр человек приехал, два-три часа побыл и уехал. За это время полностью аккумулятор не зарядишь. По стоимости: полная зарядка машины с нуля обходится 80-100 рублей с расчетом на пробег 150 км. Если пересчитать на бензин, то это считай бесплатно.
Если у вас в поездке по городу сядет аккумулятор, то вам придется толкать машину до ближайшей розетки, чтобы хоть немного подзарядиться и добраться до зарядной станции. Это займет два часа, в то время как в Европе такой проблемы с зарядкой нет, можно довольно просто найти, где дозарядить аккумулятор. Да, это будет проблемой для таксистов, которые в день проезжают 300 км, на что первые электрокары пока не способны. Среднестатический городской житель, который ездит от дома и до работы, дня три-четыре может не заряжаться. От обычной розетки машину можно заряжать сутки, конечно, это слишком долго. В то время как от наших станций полный заряд достигается за четыре часа, если, например, мы говорим о мощной Tesla. Каждый месяц выходит что-то новое в индустрии. Появились уже super-charger устройства, способные за полчаса зарядить аккумулятор на 80%.
Зимой сильно ли снижается заряд?
Печка – вторая статья расходов после электромотора. Заряд падает процентов на 20%. Если электромобиль стоит на морозе долго не подключенный, заряд ощутимо падает. Но если на машине постоянно ездить, то такой проблемы нет. Во время движения аккумулятор нагревается. В Норвегии 25% машин электромобили, даже такси электрические.
В 2016 году московские власти испытывали первый автобус с электрическим двигателем, реально ли осуществление этого проекта для большого мегаполиса?
Думаю, это вполне реально, тут три варианта развития событий. Первый – он идет по маршруту и после встает на зарядку (все зависит от того, какие там будут стоять аккумуляторы, скорее всего, их будет хватать на 150-200 км). Второй – будет замена аккумулятора на конечных станциях. Третий вариант – существуют системы, которые могут заряжать дистанционно. В землю вкапывается что-то вроде металлического люка, а в автобусе устанавливается приемник электрического заряда. Автобус, подъезжая на остановку или стоя на светофоре, будет подзаряжаться. Подобные испытания уже ведутся в мире.
Век электромобилей в нашей стране – это все же мечты о далеком будущем или реальные перспективы?
Многое зависит от наших действий, от государства. Невозможно долго закрывать людям глаза, все же ездят в Европу и видят, как это развито за границей. Про электромобили многие люди до сих пор говорят, как про НЛО, мало кто их видел. А некоторые представляют слабые гольф-кары, которые не способны набирать большую скорость. Сейчас – до 1 сентября 2017 года – действует беспошлинный ввоз электромобилей в России.
Насколько это будет поощряться государством, настолько будет развитие идти. В ноябре был принят закон, что на всех заправочных станциях, должны стоять электрозаправки, но мало кто этот закон исполняет. На заправочных станциях не ставят дорогие зарядные устройства, как правило, закупаются самые простые. В целой массе ничего не изменилось. Не все сознательно подходят к этому вопросу, если закон заработает, то век электромобилей придет уже в ближайшие три года. Строительство новых районов пора начинать проектировать с учетом того, что машинам нужны зарядные станции.
Сможет ли электромотор полностью вытеснить топливный?
Пока электромобиль будет стоить дороже, чем бензиновый аналог, то они будут в разряде экзотики. Но как только цена сровняется, то бензиновым машинам придет конец. В этом не будет смысла. Электрокары значительно надежнее, в них нет коробок передач, множества других систем, обслуживающих ДВС, и они меньше ломаются. К сожалению, батарея стоит очень дорого и пробег на одном заряде пока не позволяет перемещаться между городов. Само производство лития довольно затратное. Его добывают в небольшом количестве. Но сейчас начали делать аналогичные батареи, которые превосходят литиевые аналоги в ёмкости и дешевле в цене. Я думаю, это вопрос времени – через два-три года электромобили будут стоить столько же, сколько бензиновые. И большая часть жителей городов в скором времени перейдет на них.
Дарья Бизяева