Степан Мощенко – программный директор центра практик «Открытый мир» на Тульской, ведущий Магического Театра и Архетипических Исследований, научный сотрудник кафедры МТ и АИ МУФО (Международного Университета Фундаментального Обучения, Оксфордской образовательной сети)
- Степан, у вас диплом практического психолога факультета психологии и педагогики Международного Университета Фундаментального Обучения Оксфордской образовательной сети. Расскажите, пожалуйста, об этом учреждении, какова его история, кто учредитель. И о том, что такое МТ и АИ.
- МУФО – это проект в статусе всемирного университета, который начинает свою историю в России с 1998 г. Вся пестрота регалий и убедительность истории развития доступны на официальном сайте, для меня же важнее в этом учреждении практический интерес к новым направлениям развития образования и науки. Таковым является Магический Театр и Архетипические Исследования. Вообще МТиАИ - это обширная методология, которая местами вопиющим образом нарушает нормы академического научного подхода. Поэтому для престижного учебного заведения наличие одноимённой кафедры – это с одной стороны вызов, а с другой потенциал, недоступный общепринятому подходу. Для людей, причастных пространству МТ, такое признание со стороны мирового сообщества дорогого стоит, конечно.
- Вы называете себя учеником Владислава Лебедько. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке. Какие его качества вас привлекли?
- В 1992 году Влад задумал МТ. С тех пор (похоже на то) - это дело его жизни. Для меня способность человека вкладываться в дело – это много. Также я ему благодарен за человеческую позицию в очень многих моментах, как моего персонального процесса, так и общего для пространства МТ движения. Без этой простоты его присутствия в моменты сложных личностных обострений, МТ превратился бы в очередное развлечение мистическо- психологического толка или рядовую секту.
- У вас три высших образования? Кроме МУФО Вы окончили РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ), факультет финансового менеджмента, и МГГУ, факультет разработки рудных и нерудных месторождений. Вам как-то пригодились эти дипломы в жизни?
- Горный университет я закончил скорее по воле случая, хотя, как в последствие выяснилось, два моих прадеда были горными инженерами, и много земли в натальной карте. Помню, что преподавателям МГГУ удалось привить мне любовь к горному делу, но профессионально развиваться в этом направлении я не стал. В студенческие годы я перетанцевал в коллективах многих наших звёзд (Орбакайте, Варвара, Шура, Дубцова) и много времени проводил на гастролях. Дальше умудрялся совмещать танцы с участием в бизнес-проектах и учёбой в АНХ. В АНХ при Президенте привили амбиции социальной реализации. Хороший диплом финансового менеджера пригодился для реализации своей грёзы «о нормальности». Отработал четыре года финансовым аналитиком в крупной энергетической компании. Больше иллюзий на тему соответствия своей сути общепринятым представлениям не питаю :). Теперь принимаю для себя свою норму странника и искателя. На подходе четвёртый диплом о ВО и защита в аспирантуре МУФО.
- Расскажите, пожалуйста, о своей основной работе сейчас. Что это за место - центр практик «Открытый мир»?
- Если говорить формально, то это пространство 12-ти залов для практик и семинаров, магазин, кафе и чайная. Для меня «Открытый мир» прежде всего – живое создание. Если посмотреть на 8-ми летнюю историю центра с этой точки зрения, то всё встаёт на свои места. ОМ нельзя назвать организацией или отлаженным бизнес-механизмом для извлечения прибыли. Каждый наш посетитель может почувствовать живую, особенную атмосферу. Другое дело, что и отношения с разными людьми у центра складываются по-разному :)
У «Открытого мира» есть свои интересы, которые имеют явное влияние на события внутри и вокруг этого места. Общие направления работы центра: здоровье, развитие, творчество – здесь мы тянемся к качеству предложения; плюс экспериментальный проект «Открывашка». В рамках «Открывашки» мы пробуем всё, что кажется нам передовым краем образовательных и творческих инициатив в форме дискуссий, лекций, мастерских, лабораторий, больших танцевальных вечеров, концертов и много как ещё.
- Расскажите, пожалуйста, о методах и результатах ваших тренингов.
- Основная форма, в которую может быть вложено множество техник – это Магический Театр. Главная характеристика, на которую претендует МТ, как метод – это изменчивость, поэтому то, что я делаю, и то, на что опираюсь, когда веду, всё это находится в постоянной динамике. В арсенале инструменты гештальт-терапии, экзистенциальной терапии, психодрамы, расстановок, регрессионные техники, использование телесных метафор, аналитическая психология и ещё целый ряд практических подходов. Мои ценностные установки и мотивация на ведение процесса также постоянно текут: когда-то я торопился быть лучшим ведущим и гнался за оценкой участников процесса, был этап под знамёнами трансгрессивности и постижения нигредо, сейчас это перформативность или принятие. Если говорить про результат, то подтолкнуть человека к тому, что, как ему кажется, ему нужно – это самое простое и неинтересное. В случае, когда требуется «исполнение желания», стоит обратиться по соответствующей рекламе. А вот когда есть запрос хотя бы на то, чтобы лучше «всмотреться» в природу своего желания, тогда можно работать. В общем, сейчас я считаю любой результат случайностью, даже если на то есть «закономерное» объяснение.
- Вы ведёте собственные тематические семинары в технологиях Магического Театра и Архетипических Исследований в Москве, городах России, Украины, Израиля. Расскажете о своих личных наработках?
- Наработок масса, но у них короткий период использования, скорее, опыт действий в духе авантюры накапливается. Я подхожу к работе с группой со стороны работы с собой и у меня не получается сформировать крепкий направленный подход, чтобы планомерно наращивать нужную мускулатуру. Как только стабильно начинает что-то получаться, сразу же «отключается». Поэтому всегда «как первый раз». Например, в настоящий момент меня «включает» то, как я понимаю идеи Лакана и постмодернистов (Деррида, Делёз). На базе своего прочтения я сформировал ПП. ПП – это не то, что Вы подумали :) Перформативный Подход предполагает отсутствие замаха на перемену или трансформацию. Работа направлена на "присвоение симптома", если говорить в психоаналитическом ключе. Другими словами, на позволение жизни и принятие себя в том виде, который есть. Есть предположение, что в развитии этого подхода я задержусь на какое-то время.
-Что вас связывает с Россией, Украиной и Израилем? Каковы ваши ощущения от пребывания в Киеве и Иерусалиме? Как вы чувствуете дух этих городов? Архетипы?
- Конечно, приглашение пространства (с заявкой на семинар тем более) говорит о моей готовности к контакту или связи с этим местом. Но, честно говоря, в рационализацию этих причин я не вдавался. Если в Украине ещё можно предположить наличие части корней, то про Израиль такой информации нет. Дух Киева и Иерусалима сильно разный. Киев, по-моему, капище Перуна или Илии-пророка. Израильская земля – обитель Шехины, поэтому «обетованная», видимо. Про Иерусалим сложно что-то определённое сказать, скорее Сет, за всем этим религиозным фанатизмом (ну а там где Сет, там и Осирис-Иисус).
- Вы можете себя назвать целителем душ и тел? От чего чаще всего вам приходится людей исцелять?
- Целитель – это не про меня. Часто бывает такое, что человек приходит на МТ с запросом на излечение и после происходит что-то, что он оценивает как положительный эффект. Тогда появляется благодарность и положительные отзывы в мой адрес, но, вообще-то, к усилиям моей личности произошедшее отношения не имеет. Моя личность не имеет возможности влиять на здоровье и судьбу, если происходит нечто похожее, то это случайность, синхрония, замысел.
- Вы имеете в виду Божий замысел? Вы религиозный человек?
- Имею в виду то, как это пытаются назвать. Есть ещё хорошее слово – сингулярность. Всё о том же. Я обладаю некоторой версией религиозности, которая предполагает, например, что само употребление слова «Бог» уничижает это самое до измерения объекта и символа. Таким образом, религия, имея дело с неким объектом-символом «Бог», имеет дело с чем-то очень человеческим. Скорее всего, с тем, что человек сам в себе принять не может (могуществом всего-навсего). Конечно, ещё разные версии религий есть. По-моему, ближе всего к истине буддисты. Ближе всего ко мне – православие.
- Расскажите, пожалуйста, о проекте «Пространства соприкосновений».
- Это когда мы собираемся за Круглым столом кафедры МТиАИ в тёплой компании авторитетных представителей различных точек зрения, которых специально пригласили для обсуждения важного по нашему мнению вопроса. И на стыке своих мнений высекаем искры истины, а иногда и целое пламя получается.
- Расскажите, пожалуйста, о чём шла речь во время проведения Круглого Стола «Диалектика Господина и Раба в социальных условиях современной России».
- В тот раз как раз пламя получилось :) Гостем был А. Секацкий. Мы на базе гегелевской диалектики обсуждали ресурсы пассионарности русского этноса, рабский статус современной элиты и ещё что-то. Но, не ожидая того, получили резкий разворот дискуссии в сторону темы женского каприза, как единственной движущей силы развития цивилизации. К фигуре Госпожи, другими словами, о том, как мало права имеют сейчас женщины на Каприз, и чем это сказывается для мужчин. В общем-то, к теме отверженной феминности подошли.
- Какова основная проблема архетипа россиян? Почему, по вашему мнению, люди в столь большой и богатой ресурсами стране живут столь скверно? В чем причина неистребимости русского хамства?
- Вопросы остро поставлены. И нужно сказать, что я не разделяю эту категоричность. Меня устраивает Россия со всем набором качеств русского человека, этот уникальный набор и отличает нас от других. Русские – это самобытный тип сознания. Давайте представим, что удалось «вылечить» хамство, так и радушие «вылечится» и искренность заодно. Понимаете? Пропадут симметричные значения амплитуды жизненности, этнос станет «мертвее». Ближе к норме – это да! Потому что норма нам навязывается, и в пределе она простая – смерть, исчезновение (в нормальности). Есть ещё одна сторона: относительность восприятия, вопрос «куда направлено внимание?». На положительные значения амплитуды жизненности или на отрицательные? Или целиком видно?
- Расскажите, пожалуйста, как и почему вы стали вегетарианцем. Какой из видов вегетарианства предпочитаете?
- Обчитался лет в 16 ещё Малахова, много практиковал, голодал и вообще идейный был. Потом немного отпустило, но мясо есть отвык просто. Ещё через какое-то время появился навык прислушиваться к своему состоянию, и постепенно рацион стал всё более облегчаться. Сейчас самое тяжёлое что ем – яйца и креветки.
- Советуете ли своей аудитории отказ от мяса?
- Советую слушать себя и помогать организму. Просит мяса – дай мяса, только слушай: просит ли, какого, сколько? Любой отказ – это попытка жёсткого вмешательства, чреватая обратным или вообще непредсказуемым эффектом. Хотя и это тоже неплохо.