Решили заняться йогой или занимаетесь ей уже долгое время и думаете, как изменить питание, чтобы улучшить практику? Преподаватель по йоге Виктория Евдокимова поделилась с Vegetarian своими знаниями, рассказала об аскезах, способах очищение организма, а также о смысле такого популярного блюда, как кичари.
Говорят, что в йогу не приходят просто так, часто к ней обращаются в поисках помощи или спасения. Что тебя привело в йогу?
Как правило, в йогу приходят двумя путями: первый – в поисках духовности, себя в виде практика, а второй – в поисках какой-либо помощи или спасения, когда у человека возникают какие-то серьезные проблемы со здоровьем. Примерно 20% людей приходят в йогу духовным путем, 80% – когда имеют проблемы со здоровьем или, когда случаются эмоционально-стрессовые ситуации, такие как смерть близкого, расставание с любимыми и родными людьми. Лично меня привело в йогу серьезное заболевание, я вообще в детстве много болела, был слабый иммунитет. Сейчас я уже знаю, что это был период Раху (по Джойтишу – ведической астрологии), который и длился как раз 18 лет. В 17 лет я решила пойти на свое первое занятие по йоге. Это была йога Айенгара. Помню забавный момент: я пришла в кроссовках, подошла к администратору и спросила: «Мы будем в кроссовках заниматься или нужно их снять?» На что она ответила, что можно заниматься в носочках. Как только я встала на коврик, я тут же сняла носочки и больше никогда в жизни их не надевала. Я занималась йогой Айенагара два года и думала, что это единственная йога, которая существует. Только потом начала узнавать, что это лишь авторский подстиль йоги. И вот в этом году будет 11 лет, как я занимаюсь йогой.
В социуме бытует мнение, что йогой занимаются только женщины, и некоторые мужчины категорически отказываются пробовать, поскольку «не мужское это дело». Что скажешь на это?
Совершенно не согласна с этим мнением. Йога – это многогранная дисциплина, и в ней каждый может найти что-то для своего удовольствия. Например, такой авторский стиль как Аштанга-виньяса йога. В ней очень много силы, много динамики, интенсивная последовательность. Также мужчинам очень часто нравятся силовые практики, которые содержат много интересных балансов, а у мужчин хорошо получается делать балансы. Вообще каждому человеку нравится делать в йоге то, что у него получается. Но на самом деле мужчинам нужна другая практика, более гибкостная, на раскрытие тазобедренных суставов и плечевого пояса, так как это их основные проблемные зоны.
В йоге, как и во всех практиках и занятиях, важна дисциплина. Как йог должен себя дисциплинировать? И согласна ли ты со словами Брюса Ли, что «дисциплина – это не ограничение свободы, а отсечение всего лишнего»?
Безусловно, йога и дисциплина очень тесно связаны, и ограничивать себя ни в чем не нужно. Есть такое понятие в Яме из «Йога-сутр Патанджали» – «ахимса», в переводе с санскрита – «ненасилие». Чем больше практики в жизни человека, тем больше дисциплины будет появляться само собой. И соответственно, отсекаться все лишнее: пагубные привычки, какие-то негативные черты характера и даже люди.
А ты принимаешь какие-либо аскезы? Я слышала, что аскеза – это вообще не женское дело, и она не может жить в каких-либо ограничениях. Как думаешь?
Да, по ведическим учениям женщина не должна брать на себя аскезы. Она должна быть в семье, заботиться о детях, муже, создавать быт и уют в доме. Но практикующий йог – это бесполое существо. И я, конечно, принимаю аскезы. Например, ограничение в питании, ограничение в получении адреналина, в музыкальной сфере. То есть я убрала из жизни все те разрушающие факторы, которые могут раздражать мою нервную систему. Также для духовной практики, безусловно, важны ретриты, во время которых соблюдаются аскезы, в том числе по питанию. Они также могут соблюдаться во время подготовки к ретритам.
Давай теперь о питании. Насколько чистое питание важно при занятиях йогой?
На начальных этапах питание не так важно, не стоит ограничивать себя в еде. Многие приходят в йогу и говорят, мол, все, теперь я занимаюсь йогой, я – вегетарианец. Так делать не нужно, все должно быть очень естественно. Опять же, вернемся к ахимсе, ненасилию над собой: все процессы должны быть естественны. Чем больше будет регулярной практики в жизни, тем быстрее питание будет меняться в сторону йогического. Организм сам попросит избавиться от всего лишнего, отсечь ненужные продукты. А для опытных практикующих, которые уже выходят за пределы асан, питание играет очень важную роль, так как там уже идет работа с энергетическими каналами, с энергией, которую надо направлять в нужное русло. И во время пранаям эти каналы должны быть очищены. К продуктам, которые могут раздражать нервную систему, можно отнести мясо, алкоголь, сигареты, продукты, содержащие химические пищевые добавки, чеснок, лук, редис, кофе, шоколад, консервацию, сыры с плесенью.
Много читала и слышала о том, что практике очень помогает и лучше всего подходит аюрведическое питание. Ты следуешь принципам Аюрведы?
Аюрведа – это наука о здоровом образе жизни. Согласно ей, все люди делятся на три конституции, и в зависимости от конституции подбирается питание, которое позволяет практикующему не отвлекаться на различные сбои в организме. Я следую принципам Аюрведы, и это очень помогает мне в практике. Например, в холодное время года Вата-доше, а я отношусь именно к этому типу, желательно употреблять в пищу больше теплой и масляной еды (овощные супы, масло гхи), делать промасливание всего тела кунжутным маслом, и тогда суставы и желудочно-кишечный тракт чувствуют себя намного лучше.
Стоит ли человеку, практикующему йогу, отказываться от каких-то продуктов? Белая мука, сахар, соль?
Опять же, в начале практики человек даже не будет замечать изменений в питании, которые будут происходить сами собой. Он будет отвлекаться на тело. Но в дальнейшем, когда уже разовьется чувственность и чувствительность к своему телу, он сам научится лучше его воспринимать и будет ощущать, что после практики ему не хочется есть мучное или что-то тяжелое. Белая мука, конечно, является неблагоприятным продуктом, ее можно заменить цельнозерновой, полбяной, овсяной, благо у нас сейчас есть очень много магазинов здорового питания. Также неблагоприятен белый сахар, его можно заменить тростниковым, но не дешевым крашеным из сетевых магазинов, ценник должен быть приличным – где-то 300 рублей за полкило. И, конечно, белая соль, которую можно заменить розовой гималайской. И желательно исключить подсолнечное масло, заменив его оливковым, кунжутным, облепиховым нерафинированным маслом первого холодного отжима.
А как вообще лучше планировать приемы пищи в дни практики? И что лучше есть после йоги?
Перед утренними практиками лучше, конечно, не есть, и делать их натощак. Можно перед этим съесть ложку меда и запить теплой водой. Если это вечерняя практика, то последний прием пищи лучше сделать часа за 2-3 до нее, в зависимости от быстроты обмена веществ. А после качественной практики не захочется есть ничего тяжелого и жирного, лучше всего съесть легкий овощной салат, фрукты, кефир или творог.
Интересно, что ты скажешь о режиме дня. Считается, что человеку нужно вставать рано утром с восходом солнца и ложиться с его заходом. У тебя так получается?
Вернемся назад, в то время, откуда это пошло. Раньше не было электричества, соответственно, люди вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом, чтобы максимально застать световой день. Но сейчас мы живем по-другому: в условиях мегаполиса, в социуме свою практику нужно адаптировать именно под этот факт. Мы все работаем, делаем какие-то дела, занимаемся семьями. Как совет: утром делайте практику хотя бы 15-20 минут перед работой. Главное, чтобы ваша практика была регулярной. То есть полноценное занятие нужно проводить 2-3 раза в неделю минимум и периодически делать выездные ретриты, на которых как раз и соблюдать йоговский режим. Я тоже каждый день занимаюсь 15-20 минут перед работой, регулярно делаю трехчасовую практику 2-3 раза в неделю и очень часто выбираюсь на семинары, ретриты, и там соблюдаю йоговский режим. Мне кажется, это идеальная схема для тех, кто живет в мегаполисе и взаимодействует с социумом.
Хочется еще поговорить про способы очищения организма. Ты их делаешь? Если да, то какие и как часто?
Да, я делаю. В зимний период несколько раз в неделю делаю джала- и сутра-нети – это очищение носовых пазух с помощью специального чайничка для промывания носа. Два раза в год, на стыке сезона весна и осень делаю шанк-пракшалана – очищение организма подсоленной водой, и каждое утро делаю агнисара-крию – брюшные манипуляции. У кого-то есть противопоказания к очищениям, поэтому надо проконсультироваться со специалистом.
Как совместить очищения и занятия йогой? Допустим, человек решил три дня «посидеть» на соках. Можно ли ему заниматься в эти дни или лучше дать телу отдохнуть?
В день очищения, конечно, желательно исключить практику асан. Я бы не советовала принимать такие решения, как очищение на соках, самостоятельно. Разным дошам, опять же, показано по-разному голодать. Например, вата-дошам зимой голодание противопоказано, поскольку доша в этот момент еще больше разбалансируется, и пойдут негативные последствия в тело. Питта-доша – тоже самое, им нельзя сидеть на соках, потому что у них итак очень много пищеварительного огня и желчи, и будет обострение в органах пищеварения. Но если очень хочется сделать какие-то разгрузочные дни, я бы посоветовала посидеть на травяных чаях с медом и не практиковать в интенсивном режиме в это время. Можно делать мягкую гибкостную практику, пранаямы, медитации, погулять по лесу, исключить в эти периоды какие-либо поездки в города, общение с другими людьми – то есть, полностью посвятить это время себе, наблюдать за ощущениями.
Есть еще такое блюдо – кичари, на нем постятся, и оно тоже очень хорошо очищает организм. Как часто и как долго можно блюсти такой пост и стоит ли заниматься йогой во время него?
В традициях кундалини-йоги Йоги Бхаджана есть такая очистительная крийя – практикующие сидят на кичари с разными вариациями ингредиентов и специй. Но вообще приготовленное по аюрведическому рецепту кичари с подобранными под определенную дошу специями является отличным блюдом после очищения организма. Его также хорошо употреблять во время ретритов для большего внутреннего энергетического эффекта, когда идет какая-нибудь садхана, личная практика. В обычной жизни я не вижу никакого смысла сидеть на кичари. В каждом действии йога должен быть какой-то смысл, это делается для какой-либо практики. Просто бездумно сидеть на кичари – нехорошо, потому что мы живем в России, у нас другой пищеварительный тракт, нежели индийский. Если в Индии люди привыкли каждый день есть обычный белый рис, и для них это – нормально, то у нас изначально по-другому, желудочно-кишечный тракт не настроен под тридцатиградусную жару 365 дней в году. Поэтому нет смысла внедрять кичари как диету.
Какие рекомендации ты дала бы начинающим йогам и что бы пожелала им?
Я бы порекомендовала практиковать регулярно, не насиловать и не ограничивать себя в плане еды. Все должно быть очень естественно. Помнить, что всему свое время, все придет с практикой, все процессы в жизни и теле очень естественны. Просто нужно наблюдать за ними и за своими ощущениями.
Екатерина Романова