21-28 августа на черноморском побережье близ посёлка Дюрсо прошёл 10-ый фестиваль Кундалини-йоги в России. Неделя жизни в палатке в режиме с 4 утра до 22 вечера, 10 площадок, опытные учителя, сотни единомышленников и благодатная природа, чтобы отключиться от внешнего мира и погрузиться во внутреннюю работу.
Пробуждение
В 4:30 начиналась садхана — практика, которая состоит из трёх частей: чтение священного текста Джап Джи Сахиб, упражнения и крийи, а также цикл из 7 медитаций, которые проходили под живую музыку. Начиналось под звёздным небом: Джап Джи читали с телефона, планшета или бумажной книги, надев на лоб походный фонарик. Кто-то просто слушал. Упражнения давались относительно легко и проходили быстро, потому что по утрам ум ещё не слишком активен и особо не строит нам препятствий в практике. Есть возможность осознать: утренний воздух тёплый и вкусный — на главной площадке пахнет соломой. Под повторяющиеся мантры кто-то около часа сидел с прямой спиной, а кто-то ложился и засыпал. Многие приходили на садхану прямо со спальниками. Музыканты пели «Вахе гуру», уже светало, пробивались первые тёплые лучи. Ощущение устойчивого покоя и благодати. Мамы приносили на руках своих спящих детей, будто освещая их гармоничными и сильными звуками мантр.
«Живи, твори, дари, сияй» — таков посыл фестиваля. Сила и суть этих слов открылась мне во время утренней практики. Когда мы во всей полноте ощущаем себя живыми, осознаем чудо жизни, в этом есть блаженство. Когда ты счастлив одним своим существованием, внутри просыпается творческая сила: хочется вносить созидательный вклад в этот мир, преображать его. Тем, что создано, хочется бескорыстно делиться с другими, дарить им как минимум своё тепло, свою гармонию и спокойствие, как максимум — проживать жизнь в служении другим. И наконец, когда ты думаешь о других прежде, чем о себе, и стремишься отдавать больше, чем получаешь, открывается новый уровень блаженства и автоматически — ты светишься. Каждый из нас может сам пробудить в себе то сияние, тот божественный свет, которым отличаются святые люди и истинные духовные лидеры. Вот то, как прочувствовала это я.
После садханы можно было продолжить петь мантры в гурудваре — фестивальном храме. Гурудвара — это обитель одиннадцатого сикхского Гуру. Он являет собой не что иное, как книгу. Книгу, собравшую в себе мудрость предшествующих 10 гуру. Каждый вечер одиннадцатого Гуру заворачивали в ткань и «укладывали спать» — как символ того, что знания и мудрость, которыми люди ночью не пользуются, тоже отдыхают. Служащие в 3 утра начинали готовить прасад — пищу, которую предлагают Богу и таким образом освещают её. Прасад несли к алтарю на голове и затем с мантрами «пробуждали» Гуру.
Каждый мог получить из священной книги хукам — наставление. Для этого нужно было поклониться Гуру, мысленно сформулировать вопрос и открыть книгу на любой странице, выбрать фрагмент. Текст написан на гурмукхи и на английском языке. Его тут же переводили вслух и предлагали сфотографировать для дальнейшего осмысления.
«Для чего мы приходим в гурудвару? — объяснила йогиня Дип Прем Каур. — В кундалини йоге мы не пытаемся избавиться от своего эго, как не пытаемся избавиться от своей руки или ноги. Мы посвящаем своё эго Богу. Мы предлагаем ему творить через нас. Не стесняйтесь, заходя в гурудвару, поклониться гуру или оставить часть своих денег. Мы получаем деньги от Бога и отдаем ему. Так мы можем обменяться энергией с божественным».
К завтраку складывалось ощущение, что в этом дне произошло уже столько всего! А ведь он только начинался.
Кундалини-интенсив
Утренние, дневные и вечерние классы длились по 1,5-2 часа и были в основном практическими. Даже те, где акцент делался на теории, не обходились без небольшой медитации. В начале каждого класса — обязательно открывающая и защитная мантры, а в конце — протяжный Сат Нам. Практики проводили учителя из России и зарубежья: Александр Куликов, Владимир Царук, Светлана Ситникова, Владимир Попов, Дарья Каболова, Карта Сингх Кхалса и другие.
Алиса Ротенберг описала процесс образования 10 тел сознания, напомнила, что человеку для развития нужно 16 объятий в день, дала практику для развития доверия и крийю для гипоталамуса.
Нирмал Сингх из Австрии раскрыл ложные мотивы создания отношений и сказал, что вступая в брак, нужно выбирать душу партнёра, — тогда можно прожить жизнь в гармонии и любви. Парная практика, в которой мужчины и женщины попеременно пели и задерживали дыхание, научила не сдаваться в трудную минуту, когда кажется, будто не хватает воздуха.
Татьяна Терентьева помогла прокачать силу духа через работу с пупочным центром и мантрой Хар. На её классе практикующие открывали в себе и отдавали вовне любовь и мир, снимали себя с тех крючков, которые обычно вызывают эмоциональные реакции, а завершали занятие громким самоутверждением «Я есть».
Маханкирн Каур, ученица и целитель Йоги Бхаджана, сказала о том, что эпоха Водолея — это время не теории, а практики, и провела 3-минутную целительную медитацию и крийю переплетенного лотоса. Алексей Сальников поделился инструментом высвобождения своих психо-эмоциональных блоков.
Помимо разнообразных классов, была одна «небесная коммуникация», которая повторялась каждый день. Перед ужином йоги пели «Хар Гобинда Махан Хей», сидя со скрещенными ногами и хлопая ладошками по коленям, груди и «разбрызгивая» энергию другим людям и в небо — потому коммуникация и называется небесной. Эту практику многие участники начали за 40 дней до завершения фестиваля, договорившись в интернете. В компании единомышленников поддерживать дисциплину и развиваться легче и приятнее.
Посетить всё было невозможно: практики часто проходили одновременно на разных площадках. В выборе классов участники фестиваля могли развить свою сенсорность, о которой говорил Мастер Йоги Бхаджан. То есть руководствоваться не умом, а ощущениями в теле, идти туда, куда чувствуешь.
Организатор фестиваля Александр Михелев посоветовал участникам относиться внимательно к себе, больше отдыхать, стараться ходить на утренние садханы и соблюдать меню фестиваля, но главное — спрашивать себя, действительно ли мне сейчас нужно на эти классы. «Когда мы в гостях оказываемся, мы иногда немножко переедаем, — поясняет Саша. — И здесь такое тоже бывает, когда люди переедают практики Кундалини йоги, и потом у них несварение случается».
Гармонизации способствовало море, к нему вела удобная лестница. Пустынный каменный пляж без типичного для черноморских курортов шума и без буйков. Вода чистая и освежающая. На берегу участников ждала баня. Были те, кто, не ставя палатку, ночевал прямо на пляже в спальнике.
После захода солнца
Вечером зажигались гирлянды теплого света. С 18 часов начинала работать ярмарка, где можно было купить белую одежду и головные уборы для Кундалини-йоги, книги Йоги Бхаджана, женственные повседневные платья, полезный шоколад, украшения из натуральных камней, мате для йогов и другое. В зоне ярмарки работал массажист, остеопат и поблизости — ведический астролог. К услугам участников: тренажер «ПравИло», чайная зона и кафе, где продавали смузи, свежевыжатые соки и натуральные конфеты без сахара.
Кафе служило местом, где можно было съесть что-то не столько ради сытости, сколько ради удовольствия, потому что фестивальное питание и так не оставляло голодным, а набивать желудок в период активных практик и летней жары нежелательно. Даже конфеты, в которых есть орехи, были запрещены к продаже до наступления вечера, чтобы не утяжелять пищеварение во время дневных классов. Кафе напоминало транспортную развязку и в то время ощущалось как сердце фестиваля: гости приходили к прилавку или садились на пол за низкие столики, заводили разговоры с соседями, оставляли на зарядку телефоны, уходили и приходили снова, вокруг играли дети. В кафе можно было заглянуть на миг или зависнуть на пару часов. Если ты потерял знакомого на территории лагеря, то стоило проверить в кафе — скорее всего, он был там.
Вечерами проходили концерты живой музыки, а в 22 наступала тишина. Когда рано ложишься и в самое полезное время (с десяти до часу ночи) уже спишь, да еще и на природе, в уютной палатке, на свежем воздухе, то вставать в 4 утра легко! По территории ходят «будильники», пробуждая участников мантрами. Чувствуется, что тело успело отдохнуть и выспалось.
В первое утро я почувствовала кайф раннего подъёма! Проснуться в 4 без желания упасть головой на подушку (ее просто-напросто нет!). Утренняя садхана была блаженством. Вдыхала воздух и чувствовала, что самое лучшее, что могло произойти на фестивале, происходит прямо сейчас… это пребывание в моменте, это преодоление себя в йоге, это ощущение, что жизнь даёт нам так много для счастья, и эта безграничная благодарность и желание поделиться своей любовью со всем миром и в частности с близкими, которые сейчас не рядом.
Один из дней завершился гонг-медитацией: участники приносили на площадку спальники, отключались под звуковые вибрации и, проснувшись утром, сразу оказывались на утренней садхане. В другой день вечером была дискотека, где можно было потрястись, побеситься и заземлиться после возвышающих практик.
Освободиться от лишнего
На территории фестиваля ловила связь лишь у основных мобильных операторов. Остальные счастливчики могли наслаждаться цифровым детоксом: отдыхать от соцсетей, электронной почты и телефона в целом. На регистрации также можно было взять карточку «Сегодня я молчу», прикрепить её к одежде и не растрачивать энергию на общение, но этим мало кто пользовался.
Отдохнуть можно было и от вредных продуктов, благодаря специальному меню фестиваля: на завтрак пряный овощной суп, банан и яблоко, на ужин — рисово-бобовая острая каша кичри, помидор и огурец, а вместо обеда — арбуз. И каждый день одно и то же. Перед сном угощали теплым молоком с куркумой. Такое фестивальное меню разработал сам Йоги Бхаджан. Как объяснил организатор Александр Михелев, «во время фестиваля поднимается достаточно много токсинов, и это питание способствует тому, чтобы разжигался внутренний огонь, который очищает, трансформирует, помогает телу перестроиться на новый качественный энергетический уровень», облегчая при этом процесс выведения токсинов. Перед каждым завтраком или ужином все хором пели благодарственную песню и мантру Сат Нам, чтобы зарядить еду позитивной энергией и самим настроиться на приём пищи.
Чтобы помыть тарелку, каждый протирал её бумагой и окунал последовательно в 5 вёдер: предварительное полоскание, моющее средство, полоскание, марганец и финишное полоскание. Такая система значительно экономит воду, когда посуду моют несколько сотен человек.
Фестиваль делают люди
Фестиваль — это результат трудов 10 активных организаторов и нескольких десятков волонтёров. Каждый год они заезжают на территорию и начинают подготовку за 2-3 недели или даже за месяц до фестиваля, а также задерживаются на неделю после. Несмотря на то, что добровольцам приходится много трудиться, заявок на волонтёрство оказывается даже больше, чем вакантных мест.
«В основном мы стараемся брать людей, которых мы знаем или чувствуем, что эти люди приживутся, потому что у нас в первую очередь командная работа. Место здесь довольно красивое, но оно может быть и расслабляющим, и для того чтобы быть здесь волонтером, нужна внутренняя дисциплина», — объяснил президент Федерации учителей Кундалини-йоги Александр Михелев.
На этой площадке фестиваль проходил четвёртый раз подряд. Кажется, потому что в её подготовку изначально было вложено много усилий. Раньше на этой территории была старая заброшенная база, а вокруг лес. Организаторы привлекли тяжёлую технику, чтобы разровнять землю для площадок и забетонировать участки для душа, туалета и летней кухни, появился трубопровод. «Были курьёзные случаи, — вспоминает Саша Михелев, — когда мы сажали траву, чтобы йоги могли на зелёной травке йожиться. Муравьи растащили все семена посаженной травы, и она не взошла».
На десятом фестивале жили около 760 участников из разных городов, добирались даже из Питера, Москвы, Якутска, Архангельска. Палатки стояли так плотно друг к другу, что напоминали магазин спортивных товаров. Для сравнения, на первом фестивале в Карелии собрались человек 100-150. Организаторы надеются, что через год участников будет еще больше, а потому намерены менять площадку. Ориентир, как рассказал Саша, — это французский фестиваль Кундалини-йоги с более чем 40-летней историей, на котором в этом году собралось около 3000 человек. Российский фестиваль многому учится у зарубежного «старшего брата».
Из общего числа участников было 180 детей, которым предлагалась отдельная развивающая программа и специальное меню. Каждый день на главной площадке «Солнце» для детишек устраивали «Коридор любви»: взрослые становились парами, упирая ладони в ладони друг друга и образуя коридор, почти как в игре «Ручеёк». Дети бегали внутри коридора и снаружи, а взрослые делились с ними своей энергией и любовью. Кураторы напоминали родителям, чтобы, пропадая на практиках, они не забывали уделять своим детям хотя бы 30 минут в день, проводили с ними время тотально.
«Мы активно поддерживаем семьи и их детей, стараемся условия создать, чтобы детишки себя комфортно чувствовали на территории», — рассказал Александр Михелев.
Отдавать больше, чем получать
Фестиваль Кундалини-йоги построен на севе — именно так учил Йоги Бхаджан. Сева — это бескорыстное служение для поддержания работы фестиваля, которое добровольно выполняют и участники, и учителя. Благодаря этому нет обслуживающего персонала. Севу получали путём жеребьёвки при регистрации, кому-то доставалась нарезка овощей, раздача еды, подготовка баков для мытья посуды, уборка территории, в том числе мытье туалетов, охрана фестиваля, перевод классов иностранных гостей, служение в гурудваре, помощь в детском лагере или «будильник» — вставать раньше всех и пробуждать других. Иногда из-за севы приходилось пропускать утреннюю садхану, вставать до 3 ночи или опаздывать к завтраку, не говоря уже о том, что любое служение — это труд и время, но всё же выполняли его с радостью.
«Сева от слова «сеять», — пояснил Саша. — Это основа для духовной трансформации, для того чтобы пробудить в человеке желание что-то делать для этого мира, научиться без корысти отдавать свою внутреннюю силу».
Сева помогала работать над своим эго, давала чувство равенства и взаимосвязи. Когда вкладываешь силы сам, то за каждым элементом комфорта видишь труд других людей. Хотелось говорить «спасибо» за пищу в тарелке, мыло у раковин и бумагу в туалете, за нескончаемый запас воды и за то, что на входе в гурудвару тебе вытирали ноги такие же простые и достойные люди, как ты сам. Сева приземляет, помогает не «улететь» после практик.
Каждый день участники каждой севы собирались в круг, где могли поделиться своими переживаниями и выслушать друг друга. Это напоминало группу психологической помощи и детский лагерь одновременно. Так называемая «малая группа» — своего рода твой отряд, люди, с которыми ты больше всего общаешься, которых знаешь по именам и к которым привязываешься. Всё, что сказано в малой группе, остаётся в пределах круга. Можно было отбросить все границы, стеснение и страх и доверить свои переживания, зная, что тебя выслушают с открытым сердцем, не осудят, а ещё и дадут обратную связь, поддержат добрым словом, советом или объятиями. «Ваша задача — слушать другого. Не учитесь здесь говорить», — наставлял группу раздатчиков еды руководитель Вениамин Цивилёв.
Своя атмосфера
Вокруг слышны были звуки этнических инструментов. В свободное время кто-то шёл на море или отдыхал, лежа на коврике прямо на площадке, кто-то купался в душе под холодной водой или стирал в тазике, делал собственную практику или, поймав учителя посреди тропинки, задавал ему вопросы. Кто-то сидел в кафе и непременно общался со всеми вокруг (люди здесь знакомятся запросто, без обиняков). А кто-то наполнял движение ветра звуками ксилофона, барабана или глюкофона — смотря что привёз с собой. Часто можно было услышать «Сат Нам» или «Вахе Гуру», здесь это вместо всех добрых слов: спасибо, пожалуйста, будьте здоровы, счастья вам, как прекрасна жизнь! А вместо аплодисментов — помахивания руками. Этим движением энергию будто «разбрызгивали» на окружающих, чтобы в хлопках не расплескать её впустую.
Многие приезжают на фестиваль из года в год и уже планируют следующее посещение, но были и те, кто оказался на Кундалини-йоге впервые. Неподготовленного человека обстановка на фестивале может отпугнуть. Как поделилась девушка на малой группе (а потому я сохраню её анонимность), «первый раз я подумала, что все сумасшедшие, и уехала, но через год приехала уже с другим настроем». В то же время, на такие мероприятия не попадают просто так, и каждый получает здесь тот опыт, который ему нужен.
Что же такое Кундалини-йога?
Кундалини-йога — это практика домохозяина, то есть человека, который живёт не только духовной, но и социальной жизнью. Президент Федерации учителей Кундалини-йоги Александр Михелев пояснил, в чём сила этой методики: «Сейчас ум человечества постоянно в смятении пребывает, очень интенсивный внутренний диалог идёт, и за ним мы часто себя не слышим. Через практику Кундалини-йоги мы можем достаточно быстро и эффективно погрузиться в состояние внутренней тишины или просто успокоиться, сбалансироваться».
Объединяя в себе силу Бхакти (любовь) и Шакти (внутренняя энергия каждого из нас), Кундалини-йога является мощной трансформирующей практикой и помогает «изменить что-то в своей жизни, решить свои внутренние конфликты, развязать узел в своей судьбе».
Суть внутренней работы в практике ясно выразила Алиса Ротенберг: «Когда мы проходим через «ой», потом открывается «ух ты!». Она также напомнила о потенциале эпохи, в которую мы живём: «Пришло время, когда мы можем достичь мастерства за одну жизнь». А такие мероприятия, как этот фестиваль, становятся для многих мощным толчком к развитию. Участники знакомятся с разными течениями, направлениями Кундалини-йоги, наполняются энергией, заряжают свои внутренние батарейки на целый год или полгода, находят здесь единомышленников — и всё это, по словам Саши Михелева, поддерживает практикующих и является целью фестиваля.
Пространство обрамляли баннеры с цитатами Йоги Бхаджана — Мастера, который в 60-е годы прошлого века принёс учение Кундалини-йоги на Запад, развивал его в Америке и дал наставления для духовной практики и социальной жизни практикующих. Йогиджи умер в 2004 году в возрасте 75 лет, а его день рождения, 26 августа, был отмечен на фестивале особой практикой — 2,5 часа участники пели утренний зов Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахей Гуру. Энергию усиливала полная луна.
Жанна Фатанянц
С благодарностью моим друзьям
Саше и Кристине Савельевым и Ильдару Енакаеву
Фото: Жанна Фатанянц, Евгения Парамонова