Мир меняется стремительно. Многие вещи не успевают прожить полный цикл жизни, отведенный им разработчиками, и состариться физически. Гораздо быстрее они устаревают морально и оказываются на свалке. Человечество производит такое количество мусора, что проблема приобретает глобальный характер.
В последнее десятилетие в развитых странах вошел в моду экологический дизайн, многочисленные сторонники которого считают своей миссией переориентацию общественного интереса от бездушного потребления в сторону ресурсосбережения и охраны природы, позиционируя подобный выбор как этический стиль жизни.
Конечно же, экодизайн не расчистит полигоны свалок, это всего лишь один из путей решения проблемы, но сочетающий экологические, творческие и экономические аспекты он дает несколько потенциальных сценариев развития.
Мне повезло: моя проектная идея «Эко-стиль – мода XXI века» была выбрана экспертами Института России и Восточной Европы в Финляндии, и я получила приглашение в Хельсинки для знакомства с организациями, деятельность которых так или иначе связана с экологическим дизайном.
Сотрудники Института России и Восточной Европы в Финляндии Аннели Ояла и Дмитрий Степанчук, проведя мониторинг организаций и предприятий Хельсинки, выбрали «флагманов» индустрии, с которыми мы знакомились в течение трех дней.
Среди них оказались “Design Faactory” университета Aalto, культурный центр “Kaapelitehdas”, магазин дизайнерских изделий при городском центре рециклинга “Plan B”, международная компания “Globe Hope”, мастерская-бутик экологического дизайна “Mereija”, мастерская “Remake Eko Design AY” и др.
Мы увидели массу полезных и красивых вещей: некоторые из них могли бы украсить изысканные интерьеры, совершенно потрясающими оказались идеи дизайна! В ход идет все, начиная от старой мебели и рекламных баннеров и заканчивая пластинками, компьютерными платами и клавишами, разноцветными проводами, магнитофонными лентами, керамическими черепками, пуговицами и т.п.
Все это успешно преобразуется в предметы интерьера, декора, канцелярские папки, сувениры и украшения; в одних случаях новые объекты максимально сохраняют признаки исходных образов, в других - приобретают совершенно новый имидж.
Что же говорить об одежде! Еще наши бабушки занимались ее модернизацией, а сейчас концепцию создания креативных туалетов и аксессуаров из обрезков производства и сэконд-хенда подхватили модные дома США и Европы. Владельцы мастерских экодизайна, с которыми мы общались, рассказали, что им приходится выполнять заказы на платья для самых торжественных событий, в т.ч., для свадеб. Стоит такой эксклюзив не дешевле, а часто и дороже, чем новая одежда из универмагов. Понятно, почему: во всех случаях это штучная ручная работа.
Казалось бы, рециклинг (от англ. Recycling – переработка) неразрывно связан в понятием “handmade”: трудно представить себе, что явление может иметь почти промышленные масштабы. Однако, это так. В больших складских помещениях “Globe Hope” ждут своего часа бэушные шинели шведской армии, паруса и парашюты, а также рулоны советских ситцев 80-х гг., купленные рачительным финским предпринимателем в годы Перестройки. Теперь из этих до боли знакомых цветастых тканей дизайнеры компании моделируют сарафаны для лета 2011 г. Не сомневаюсь, что они будут востребованы: к каждому такому изделию обычно крепится бирка с описанием его истории или спецификации.
В “Globe Hope” рассказали, что если в начале своей деятельности компания ориентировалась исключительно на «неформальную» молодежь, то в последние годы целевая группа покупателей существенно расширилась. Сегодня это образованные люди разных возрастов, которые не только стремятся быть оригинальными, но и активно проявляют свое отношение к вопросам экологии. Популярностью пользуются многие изделия, но хитом продаж являются клатчи из подкладок шинелей, на которых сохранились фирменные нашивки и чернильные штампы, указывающие на историю «первоисточника». Мы видели сумку-клатч, на лицевой стороне которой стоял штамп воинской части и год маркировки – 1945.
Финны ценят винтажные вещи. Они справедливо считают, что раньше промышленность использовала более натуральные материалы и более сложные технологии, дающие на выходе лучшее качество. Не меньше ценят они и историю этих предметов и творческий подход к их преобразованию.
Поклонников экодизайна с каждым годом становится больше. В 2011 г. в Хельсинки пройдет четвертая по счету выставка с выразительным названием «Фабрика по переработке отходов». В прошлом году всего за 2 дня работы ее посетили более 7000 зрителей. В этом году о своем участии заявили 60 производителей со всей Финляндии.
Организаторы выставки стремятся акцентировать внимание гостей на том, что они не просто покупают уникальные вещи, но и участвуют в важном событии, связанном с устойчивым развитием и улучшением качества жизни – в городе, стране, мире.
Один из слоганов финских экодизайнеров звучит так: «Миру не хватает не ресурсов, ему не хватает идей». Эти слова напечатаны на футболках из хлопка, выращенного без использования химических удобрений.
Елизавета Стрепетова
В последнее десятилетие в развитых странах вошел в моду экологический дизайн, многочисленные сторонники которого считают своей миссией переориентацию общественного интереса от бездушного потребления в сторону ресурсосбережения и охраны природы, позиционируя подобный выбор как этический стиль жизни.
Конечно же, экодизайн не расчистит полигоны свалок, это всего лишь один из путей решения проблемы, но сочетающий экологические, творческие и экономические аспекты он дает несколько потенциальных сценариев развития.
Мне повезло: моя проектная идея «Эко-стиль – мода XXI века» была выбрана экспертами Института России и Восточной Европы в Финляндии, и я получила приглашение в Хельсинки для знакомства с организациями, деятельность которых так или иначе связана с экологическим дизайном.
Сотрудники Института России и Восточной Европы в Финляндии Аннели Ояла и Дмитрий Степанчук, проведя мониторинг организаций и предприятий Хельсинки, выбрали «флагманов» индустрии, с которыми мы знакомились в течение трех дней.
Среди них оказались “Design Faactory” университета Aalto, культурный центр “Kaapelitehdas”, магазин дизайнерских изделий при городском центре рециклинга “Plan B”, международная компания “Globe Hope”, мастерская-бутик экологического дизайна “Mereija”, мастерская “Remake Eko Design AY” и др.
Мы увидели массу полезных и красивых вещей: некоторые из них могли бы украсить изысканные интерьеры, совершенно потрясающими оказались идеи дизайна! В ход идет все, начиная от старой мебели и рекламных баннеров и заканчивая пластинками, компьютерными платами и клавишами, разноцветными проводами, магнитофонными лентами, керамическими черепками, пуговицами и т.п.
Все это успешно преобразуется в предметы интерьера, декора, канцелярские папки, сувениры и украшения; в одних случаях новые объекты максимально сохраняют признаки исходных образов, в других - приобретают совершенно новый имидж.
Что же говорить об одежде! Еще наши бабушки занимались ее модернизацией, а сейчас концепцию создания креативных туалетов и аксессуаров из обрезков производства и сэконд-хенда подхватили модные дома США и Европы. Владельцы мастерских экодизайна, с которыми мы общались, рассказали, что им приходится выполнять заказы на платья для самых торжественных событий, в т.ч., для свадеб. Стоит такой эксклюзив не дешевле, а часто и дороже, чем новая одежда из универмагов. Понятно, почему: во всех случаях это штучная ручная работа.
Казалось бы, рециклинг (от англ. Recycling – переработка) неразрывно связан в понятием “handmade”: трудно представить себе, что явление может иметь почти промышленные масштабы. Однако, это так. В больших складских помещениях “Globe Hope” ждут своего часа бэушные шинели шведской армии, паруса и парашюты, а также рулоны советских ситцев 80-х гг., купленные рачительным финским предпринимателем в годы Перестройки. Теперь из этих до боли знакомых цветастых тканей дизайнеры компании моделируют сарафаны для лета 2011 г. Не сомневаюсь, что они будут востребованы: к каждому такому изделию обычно крепится бирка с описанием его истории или спецификации.
В “Globe Hope” рассказали, что если в начале своей деятельности компания ориентировалась исключительно на «неформальную» молодежь, то в последние годы целевая группа покупателей существенно расширилась. Сегодня это образованные люди разных возрастов, которые не только стремятся быть оригинальными, но и активно проявляют свое отношение к вопросам экологии. Популярностью пользуются многие изделия, но хитом продаж являются клатчи из подкладок шинелей, на которых сохранились фирменные нашивки и чернильные штампы, указывающие на историю «первоисточника». Мы видели сумку-клатч, на лицевой стороне которой стоял штамп воинской части и год маркировки – 1945.
Финны ценят винтажные вещи. Они справедливо считают, что раньше промышленность использовала более натуральные материалы и более сложные технологии, дающие на выходе лучшее качество. Не меньше ценят они и историю этих предметов и творческий подход к их преобразованию.
Поклонников экодизайна с каждым годом становится больше. В 2011 г. в Хельсинки пройдет четвертая по счету выставка с выразительным названием «Фабрика по переработке отходов». В прошлом году всего за 2 дня работы ее посетили более 7000 зрителей. В этом году о своем участии заявили 60 производителей со всей Финляндии.
Организаторы выставки стремятся акцентировать внимание гостей на том, что они не просто покупают уникальные вещи, но и участвуют в важном событии, связанном с устойчивым развитием и улучшением качества жизни – в городе, стране, мире.
Один из слоганов финских экодизайнеров звучит так: «Миру не хватает не ресурсов, ему не хватает идей». Эти слова напечатаны на футболках из хлопка, выращенного без использования химических удобрений.
Елизавета Стрепетова