Предлагаю поговорить сегодня о том, какие изменения претерпело понятие «йога» за сотни и даже тысячи лет существования. Не воспринимайте эту беседу как историческую или философскую лекцию, хотя без отсылок к раскопкам в Мохенджо-Даро и классификации систем индийской философии не обойтись.
Итак, когда говорят, что йога существует 5000 лет, то имеют в виду отсылку к доведическому периоду (периоду до появления Вед).
Доведический период
Считается, что изображенная на фото печать Пашупати – это одно из самых известных, осязаемых, физически существующих упоминаний о доведической йоге. Этот отпечаток на глиняной дощечке воспроизводит некое существо, которое принято называть прото-Шивой. Некоторые исследователи йоги и индуизма говорят о том, что это просто индуистское божество, окруженное животными. Иногда говорят, что это Рудра (одно из имен Шивы), и он как раз связан с животным миром. Другие ученые с этим не соглашаются, потому что о том, что произошло 5000 лет назад, сказать с большой долей точности не представляется возможным. Есть определенные мнения в пользу одной версии (да, это индуизм, это йога, потому что сидит это божество в позе, которую сейчас мы называем Сиддхасана, со свободно сложенными ногами). Это считается одним из первых упоминаний о йоге, датированным 3000 лет до н.э.
Ведический период
Это период, когда развивалось и распространялось ведическое знание. С точки зрения историков, это как раз тот период, когда появились Веды. Историки датируют это событие 1700-1500 г до н.э., однако, индуисты считают по-другому. Они считают Веды шрути – «услышанными». То есть, их никто не писал, но они были даны людям Богами или какими-то другими высшими существами в момент сотворения мира. То есть, Веды существуют столько, сколько существует мир. И эта дата, которую называют (1700-1500 г до н.э.), считается датой разделения этого знания на 4 части. Хотя и здесь есть какие-то спекуляции, считается, что какие-то части появились раньше, какие-то позже и самой древней считается Ригведа.
Также есть Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. И вот это разделение общего большого текста на 4 части и затем на мандалы и части внутри каждой Веды приписывают мудрецу Вьясе. Вьса считается разделителем Вед.
Также, если кто-то помнит, в 90-е годы в СССР была такая книга, которая называлась «Классическая йога». Авторами ее были два советских индолога, и в основу книги легла их научная работа.
Это первый вариант Йога-сутр Патанджали на русском языке. Также она называется Вьяса-бхашья, и это не что иное как перевод Йога-сутр Патанджали с комментариями Вьясы.
Тот же это исторический персонаж, который занимался разделением Вед и написал комментарии, или это просто совпадение? Считается, что это один и тот же Вьяса. Тогда получается, что он жил много тысяч лет, потому что Йога-сутры датируются II веком до н.э. Но это как раз то поле, в которое мы попадаем, где реальность переплетается с легендами, и реальные комментаторы Йога-сутр встречаются с комментаторами мифическими. Исторические личности, реально существующие и такие персонажи как Вьяса, которые могут быть собирательным образом.
Но именно его (Вьясы) комментарии считаются самыми первыми и именно они зафиксированы в отдельную книгу, которая так и называется – «Вьяса-бхаши».
Доклассический период
Если мы двигаемся немного дальше, то к доклассическому периоду относятся толкования Вед и дополнения к ним, а также совершенно отдельные литературные источники, в частности, Упанишады. Такие, как Чандоха Упанишады, Катха-упанишад. Они считаются уже не шрути («услышанными»), а смрити («запомненными»). К ним относится, к примеру, Бхагавад-Гита. У этих произведений уже есть авторы, известны их составители, но тем не менее они также считаются очень важными в точки зрения понимания развития йоги и индуизма.
И сегодня мы будем больше говорить о йоге, чем об индуизме. Здесь есть тонкая грань, эти понятия практически неразделимы, однако хотелось бы сместить фокус с религии на исторические факты.
Классический период
Это период Йога-сутр. До их появления прошло много тысяч лет, зародились философские школы в Индии. Йога-сутры с комментариями Вьяса-бхаши назывались классическая йога.
То, что было до, называлось доклассической или ведической.
Дело в том, что классическая йога – это одна из шести даршан индийской философии. Даршана (или даршана) – это не религия и не философия. В индийской традиции существует слово, однокоренное со словом дришти («взгляд»). То есть, даршан – это система взглядов на мир, система ценностей. Система ориентаций в пространстве, в котором люди находились в тот или иной период времени.
Даршаны делятся на так называемые настика и астика. И так как ведический период предшествовал классическому, то Веды стали той отправной точкой, от которой отталкивается разделение даршан. Шесть из них называются астика – это те философские школы, которые признают Веды непререкаемым авторитетом. Они признают существование Атмана (индивидуальной души) и принимают концепцию Высшей Души и Высшего Сознания, которое в индийской традиции называют Ишвара. Когда все эти три признака или хотя бы два из них присутствуют, считается, что это даршана, которая относится к Шат-даршана («шесть школ»). Астика – буквально означает «что-то существующее».
Эти шесть даршан определяются следующим образом. Школы, которые не признают Веды, называются настика. Считается, что они не признают законов кармы – законов причины и следствия. То есть, в этих системах не рассматривается вопрос реинкарнации. Эти системы, настика, пережили многие тысячи лет и дошли до нас. Некоторые не очень хорошо известны, например, локаята или чарвака, которые по сути являются довольно древней школой индийского материализма. Ее появление относится к 600-500гг до н.э., и до сих пор эта школа процветает. Наличие других миров считается выдумкой, и поэтому нет смысла отказывать себе в жизни и удовольствиях. То есть, представители этой школы хотят жить в этом, материальном, мире и вокруг этого построена большая философская система.
Также крупной философской школой или даршаной является джайнизм.
И даже если мы не упоминаем никакие божества, то сама идея о Брахмане или Атмане – это уже отсылки к запредельному. Джайнизм не признает ценность Вед и также является религиозным течением. Сами апологеты джайнизма считали, что он существовал миллионы лет. Также, как и приверженцы Вед считают их рожденными в момент появления этого мира, также и джайны считают, что их школа существовало всегда. Формирование и расцвет джайнизма связывают с именем Махавиры (500г до н.э.)
В знаменитых на весь мир пещерных храмах Аджанта и Эллора в индийском штате Махараштра лучше всего сохранились именно джайнские пещеры. Сохранились даже остатки цвета на фресках и очень традиционное изображение – Махавира под деревом жизни. Там его можно найти, как и во многих других местах. То есть, отголоски джайнизма есть по всей Индии и до сих пор есть люди, которые придерживаются этих взглядов. Это вполне себе живая школа и она до сих пор существует.
Также системой настика (школой, которая не признает Вед), является буддизм. Есть ирония в том, что в индуистской традиции Будда считается одним из аватаров (земных воплощений) Бога Вишну. То есть, с одной стороны буддизм не относится к ведическим школам, с другой стороны – признает Будду аватаром Вишну, и никто в этом не видит никаких противоречий.
Считается, что буддизм зародился в V-IV вв. до н.э. и основателем его является Будда Шакьямуни (буддхи буквально означает «пробужденный»). В какой-то момент он решил, что тот мир, в котором он живет, его не устраивает, потому что он увидел страдания и начал искать способ от них избавиться. И есть история о том, что Будда примыкал к разным школам, общался с разными учителями, и не находил там ответа на свои вопросы. В конце концов, в какой-то момент, он обрел просветление и понял, что нужно бороться с причиной этих страданий. Не нужно отождествляться с этим миром, не нужно отождествляться с причиной страданий.
Есть еще школы настика, но эти три, перечисленные выше, считаются основными. И буддизм, несмотря на то что он зародился в Индии, в Индии не является сейчас основной религией с точки зрения количества последователей. Есть буддистcкое комьюнити под Майсором, есть буддисты на севере Индии, все остальные общины разбросаны по стране. На самом деле, буддистов в Индии очень мало. И буддизм их интересует не с точки зрения философского развития и познания мира, а как религия, с отправлением культов и так далее.
Это что касается не ведических школ. Шесть школ считаются классическими или ортодоксальными, и признают авторитет Вед, они вкратце будут упомянуты в следующей части статьи…
Автор материала – Татьяна Толочкова, преподаватель йоги Айенгара. Занимается йогой Айенгара с 1995 года, преподает с 1998 года. Имеет сертификат Senior 1 Int. Образование – Институт йоги в Шри Б.К.С. Айенгара в Пуне, Ramamani Iyengar Memorial Yoga Institute (RIMYI), где ежегодно продолжала обучение, ранее под руководством Гуруджи и его дочери Гиты, а сейчас – сына Прашанта и внучки Абиджаты. Много лет была одним из ведущих преподавателей московского Центра йоги Айенгара. С 2007 года постоянно живет и ведет классы в коммуне Ауровилль, Тамил Наду, Индия.