Словения – маленькая европейская страна, которая стала центром сбора нейлоновых отходов со всего мира и превращения их в ценный и качественный ресурс!
Республика Словения возникла после распада Югославии в 1991 году. Словения граничит с Хорватией, Венгрией, Австрией и Италией, и населяет ее чуть более двух миллионов человек.
Несмотря на свои небольшие размеры, Словения с ее смешанной экономикой, основанной на промышленности и растущем секторе туризма, стала одним из самых экономически успешных новых членов Европейского Союза.
Одно из экономических чудес Словении – компании по производству нейлона Aquafil, которая разработала охватывающую пять континентов глобальную цепочку поставок в Словению нейлоновых отходов. С 2011 года компания превращает эти отходы в исходный материал для множества новых изделий из нейлона.
Ежегодно на склад Aquafil в небольшом словенском городе Айдовшчина со всего мира поступает более 40 000 тонн выброшенного нейлона самых разных форм – от тонких рыболовных сетей до огромных рулонов веревок, пыльных старых синтетических ковров и обрывков ткани, оставшихся от производства одежды. Компания Aquafil создала надежную и масштабную цепочку поставок, в которой участвуют даже предприятия и учреждения, которые не имели такого опыта поставок ранее. Aquafil создала также грамотную систему контроля поставляемого материала – ведь между пластиковыми полимерами, такими как полиэстер или нейлон, часто нет видимой разницы.
Джулио Бонацци, председатель и главный исполнительный директор Aquafil, начал свой бизнес по производству нейлона в 60-е годы. Все больше осознавая экологические издержки, связанные с выброшенным нейлоном, на биоразложение которого уходят десятилетия, он решил изучить альтернативные методы производства. В 2007 году он начал обширный проект исследований и разработок, чтобы изучить возможность повторного использования нейлона – не путем механической переработки, а посредством процесса, который разбивает нейлон на химические составляющие. Перед компанией стояло две основных задачи: создать глобальную цепочку поставок нейлоновых отходов и разработать технологию для превращения этих отходов в нейлоновую пряжу, которая не уступала бы по качеству оригинальному материалу.
Завод Aquafil в столице Словении Любяне располагает одной из самых совершенных систем деполимеризации в мире. Сначала неочищенные отходы разлагаются на более мелкие отходы, которые затем отправляются на химический завод, где химическая реакция преобразовывает полимеры в мономеры. Эти мономеры затем очищаются, и в результате получается регенерированный капролактам – основной ингредиент нейлона. Затем капролактам повторно полимеризуют, и из этого материала создают запатентованные нити ECONYL.
В настоящее время Aquafil производит 100 тонн пряжи каждые 24 часа, и производство работает круглые сутки. Хотя завод еще не использует углеродно-нейтральные технологии, разработчики нашли способы минимизировать затраты энергии, а в долгосрочной перспективе компания планирует создать замкнутую систему, в которой продукты с истекшим сроком службы будут становиться сырьем для новых продуктов при нулевом уровне выбросов.
Пряжей ECONYL пользуется уже множество компаний. К примеру, Prada тесно сотрудничала с Aquafil для создания своей новой коллекции Re-Nylon. Такие крупные бренды, как Prada, имеют уникальную возможность влиять как на потребителей, так и на партнеров отрасли, чтобы сделать устойчивость продукции всеобщим приоритетом. Создание прекрасных продуктов из того, что общество давно считает отходами, помогает изменить фундаментальные убеждения как в отношении использования ресурсов, так и в отношении того, что представляет собой ценный, востребованный продукт.
На долю ECONYL в настоящее время приходится 37% от общего объема продаж волокна Aquafil, и Prada планирует к концу 2021 года полностью перейти на использование переработанного нейлона. Подобные партнерские отношения между промышленностью и розничной торговлей помогают постепенно преобразовать отрасль и создавать круговую экономику.
На изменение технологий производства влияют все участники процесса потребления и производства. Покупатели продукции могут осознанно выбирать продукты из переработанных материалов, а производители и дизайнеры могут сделать такие принципы, как циркулярность, социальное благополучие и экологическая устойчивость фундаментальными для своего творческого процесса.
Вероника Кузьмина
Источник: National Geographic