Грамотно сформулированные в детстве запреты помогут малышу в будущем выстроить личные границы, развить эмоциональный интеллект и научат уважению себя и окружающих. Для этого необходимо соблюдать несколько простых рекомендаций, которыми поделилась Татьяна Данжели, мама двух детей, психолог, представитель Консультативного сообщества психологов Великобритании, основатель компании Angel Mind.
Когда мы говорим о запретах для детей, то в первую очередь берем на себя ответственность за их безопасность. В доме, где есть маленький ребенок, постарайтесь предусмотреть все потенциально опасные ситуации, которые могут спровоцировать конфликт на почве повышенного интереса ребенка к окружающей его действительности. Помните, что все «нельзя» в детстве должны касаться в основном безопасности ребенка, а не просто потому, что взрослым так захотелось. Если же запрет не относится напрямую к вопросу жизни и здоровья малыша, то здесь важно уметь правильно его сформулировать и обосновать.
Предлагайте альтернативу
Зачастую отказ в какой-либо просьбе изначально воспринимается в штыки. И касается это не только детей, но даже взрослых. Так происходит потому, что наши желания и потребности остаются неудовлетворенными, вгоняя нас во фрустрацию. И если эмоционально зрелому взрослому вполне под силу справиться с таким состоянием, то для ребенка это может стать настоящим испытанием. Поэтому если нам нужно запретить малышу что-то, то наша основная задача – перенаправить детскую энергию в более мирное русло.
Например, если ребенок хочет поиграть с мячом вблизи проезжей части, предложите ему переместиться в парк или на детскую площадку. Если малыш захотел разрисовать обои, то выдайте ему большую напольную раскраску или лист ватмана, чтобы расширить поле для воплощения его творческих идей и фантазий. Таким образом мы как бы говорим, что его желания нам важны, мы не игнорируем их, а просто выбираем более приемлемый способ их воплощения.
Объясняйте причину запрета
Это, пожалуй, самый важный пункт. Любой запрет должен быть обоснованным, чтобы ребенок понимал, что мы просим его сделать что-то по-другому для его же блага, что так будет лучше именно для него, а не для мамы или другого взрослого. Поверьте, даже совсем малыши, которые еще не умеют полноценно говорить, понимают ваши объяснения и учатся выстраивать причинно-следственные связи, даже если вам кажется, что это не так.
Если вы просите ребенка уйти подальше от проезжей части, то обязательно расскажите ему, что мяч может легко выскользнуть из его рук прямо на дорогу, а проезжающая мимо машина может не успеть затормозить. Эта ситуация станет опасной, особенно если малыш решит побежать за игрушкой. А вот в парке или на детской площадке машины не ездят, и там ничто не помешает наслаждаться игрой.
Если вы говорите, что на обоях рисовать нельзя, то объясните, что краски и карандаши смыть не получится, и это испортит стены в доме. А бумага и раскраски созданы для того, чтобы на них рисовать, и никаких неприятных последствий от творчества не будет.
Старайтесь подбирать самые простые объяснения, не мудрите, чтобы ребенку было понятно, почему конкретно так делать нельзя, а по-другому можно. Впоследствии попробуйте между делом проверить, как малыш усвоил правила, задав ему несколько наводящих вопросов и посмотрев, что он на них ответит.
Приводите примеры
Теория теорией, но лучше всего информация усваивается детьми на жизненных примерах. Поэтому помимо перенаправления энергии и обоснования запрета стоит подкрепить ваши слова ситуациями из реальной жизни. Расскажите, как однажды вы с друзьями играли в мяч, и он случайно улетел на проезжую часть, но вы, зная, что бежать за ним нельзя, остались на месте и дождались взрослых, которые помогли его вернуть из-под колес машины. В результате все остались целы и невредимы, вы ушли гулять в безопасное место, где к тому же играла задорная музыка и были другие ребята, с которыми вы здорово повеселились все вместе.
Малыши очень любят, когда родители делятся опытом и описывают ситуации из своего детства. Так мы показываем, что и сами не без греха и совершали похожие ошибки, когда были маленькими. Это дает детям понять, что их поведение нормально, и переживать по этому поводу не стоит. Что маленькие промахи не влияют на взаимоотношения с родителями и друзьями.
Если соблюдать эти нехитрые правила, когда вы запрещаете ребенку что-то, то вероятность истерик, капризов и бунтов значительно снизится за счет того, что вы объясняете малышу свое решение, а не просто давите родительским авторитетом. Помните, что дети хоть еще и совсем маленькие, но тоже люди со своими желаниями, предпочтениями и фантазиями. Не стоит с самого раннего детства убивать в них вдохновение, стремление к творчеству и познанию мира. Достаточно просто выстроить для них безопасную среду, в которой они смогут гармонично развиваться, а вы станете добрым другом и наставником, которому можно безоговорочно доверять.
Татьяна Данжели, психолог, представитель Консультативного сообщества психологов Великобритании, основатель компании Angel Mind