Я хочу поделиться с вами откровением, которое пришло ко мне после практически ежедневной практики йоги на протяжении более чем 8 лет, организации курсов йоги и, собственно, занятия бизнесом, студией йоги @ashramyogastudio на протяжении 3 лет, руководством достаточно квалифицированного и разнообразного коллектива йогатичеров Казахстана, общением с одними из лучших НАСТОЯЩИХ (дальше вы поймете, почему я выделил это слово) учителей йоги России, Казахстана, США и Индии, благодаря волонтерской деятельности в Общественном фонде Шри Шри Рави Шанкара «The Art of Living». Итак, к сути.
Йога нужна всем. Это правда. Это мое убеждение, которое было, есть и будет. Но, не всегда та йога, что нам «продают».
Не все инструкторы и учителя йоги являются настоящими учителями, некоторые из них – просто фитнес-тренеры или физкультурники. И это еще хорошо, если так. Потому что сейчас любому, кто обучился 2 недели на каких-нибудь курсах, дают бумажку, и он уже фитнес-тренер или инструктор power-йоги. А это мало общего имеет с настоящей йогой. Поэтому занимаясь йогой и выполняя только асаны, без пранаям, медитаций, без осознания и применения в жизни 8 ступеней йоги по Патанджали, вы занимаетесь физкультурой, а учитель, не дающий этого, преподает гимнастику, но не йогу. Это примерно, как кушать шкурку от яблока, но не попробовать мякоти. Да, там много витаминов, и говорят, что даже в прослойке их больше, но, что-то всё равно не то, не находите?
Кто такой настоящий учитель йоги?
Я обозначу ключевые моменты, на мой взгляд, но, их несколько больше.
1. Учитель может стать вашим Гуру, и для него это не должно быть только заработком или бизнесом. Он должен вас вести, как его ведут высшие мастера, если таковые имеются. Если вы увидели только корысть, и этот учитель не совершает никакого бескорыстного служения, бегите.
2. Учитель должен пройти обучение и практику с погружением, передача знаний от учителя к ученику. Это важнее, чем любые бумажки. См. третий пункт.
3. Гуру Парампара. Не будем углубляться, но я считаю, что если у учителя йоги нет настоящего наставника (Гуру), который принадлежит к определенной Гуру Парампаре (ученической преемственности), такая практика и знания будут пустыми. Поэтому желаю всем задумать о том, есть ли у них или учителей свой Гуру. Как говорится, «а вы чьих будете?».
4. Почитание практик. Патанджали сказал: «Практика – это то, что вы делаете с почитанием и длительный период времени». Очень важно относиться и самому к практикам с почитанием, и чтобы ваш учитель вам это донес и сам являлся образцом почитания практик. Тогда прогресс будет колоссальным во всех смыслах.
Йога – это бизнес
Как ни крути, но йога – это бизнес. Йога стала бизнесом. И по себе скажу, что бизнес иногда смещает акценты в сторону прибыли, заработка и рентабельности, что в духовном пути, на мой взгляд размывает суть практики. Да, есть исключения, где бизнес в благости и действительно все гармонично, но я таких встречал единицы. К этому нужно стремиться, постоянно жертвовать, служить бескорыстно и задумываться в целом о смысле.
Честно скажу, что для того чтобы быть здоровым и счастливым, нужно всего 15-20 асан, умение их правильно выполнять для начала под руководством учителя, затем можно самостоятельно. Значит, не нужно заниматься вместе? Нет, групповая практика дает огромную пользу, она тоже важна, но ей можно заниматься 1-2 раза в неделю, если вы имеете хотя бы небольшой опыт, занимайтесь ежедневно сами и пару раз на групповой практике, этого достаточно.
И, конечно же, обязательное выполнение пранаям, медитации и т.п. Всем остальным «продвинутым» асанам по большей части хотят научиться только лишь для своего собственного эго, чтобы сделать покрасивее фоточку в инстаграм, чтобы привлечь больше клиентов, чтобы удовлетворить свое эго и возбудить эго клиентов. Хотя со временем, возможно, кто-то и погрузится глубже, но я, видимо, не достиг такого прогресса и считаю, что асаны – это лишь часть йоги, и далеко не сама йога.
Дыхание. Если в йоге не уделяют внимания дыханию, это тоже неполноценная практика. Так как дыхание является тончайшим элементом, который связывает ум и тело. Поэтому пранаямы очень важны.
Йога – это не гимнастика. Знаю много учителей, которые не выполняют сложные асаны, да я и сам в какой-то степени к ним отношусь и даже санскритские названия многих асан забываю. На мой взгляд, это не умаляет качества таких учителей, некоторые из них, на мой взгляд, гораздо больше йоги, чем «акробаты», которые заворачиваются в разные сложные асаны, стоят «часами» на голове и передвигаются на руках, завернув ноги в позу лотоса, почесывая мочку уха большим пальцем правой ноги. Я лично знаю множество таких учителей. И знаю лично учителей, которые дают хорошую гимнастику, круто отстраивают асаны, но неумение себя вести, непонимание сути медитаций, пранаям, неиспользование их – для меня показатель физрука. Не хочу никого обидеть, но это так. Сходите на тренировку по борьбе к хорошему тренеру. Там очень много «асан», но это же не йога, ведь так? Это не йога, это гимнастика. Нужно глубже погружаться не только в правильное выполнение асан (это тоже важно), но и в суть, для того чтобы знать, для чего их нужно выполнять. Йога – это не только правильное положение тела, но и упорядочивание пространства внутри и вокруг.
Поделюсь своим опытом и пониманием, зачем вообще нужно выполнять асаны йоги. Остановимся на 15-20 асанах, ежедневное выполнение которых, как я сказал, нужно для поддержания здоровья, уровня энергии и позитивного состояния ума. Лучше комплексы. Например, Сурья Намаскар (в разных вариациях) и Падмасадана (Искусства Жизни). Это раз. В целом это сбалансированные комплексы и их достаточно для хорошего уровня энергии на день. При этом после асан обязательно выполнение пранаям (дыхательных техник). Ведическая/восточная психология говорит о том, что для психического здоровья это даже более важный аспект. Но асаны – это своего рода раздражители старых и ненужных паттернов и застоев энергии, шлаков в нашем теле. При правильном выполнении и правильном дыхании асаны как раз высвобождают шлаки, токсины и начинают как бы взбалтывать вашу энергию и впечатления ума. Запускают более правильные позитивные вибрации и впечатления. Но чтобы очиститься, нужно дыхание. Тут на помощь приходят пранаямы, Крии. Конкретно – Сударшан Крия, которая пришла в глубоком молчании и медитации Шри Шри Рави Шанкару. Ну и перед ней можно выполнить, например, Надишодхану пранаяму, Бхастрику, Мудрапранаяму. Есть еще трехстадийная пранаяма, она тоже обязательна.
Также после асан, шавасаны или йога-нидры и пранаям можно выполнять замки «бандхи». Это словно закупоривает прану в вашем теле и запускает ее по правильным «дорогам» - каналам и в правильном направлении. Тело, энергия и ум гармонизируются, Доши (первоэлементы в теле) выравниваются, приходят в баланс.
И теперь, в конце – медитация. Самое важное, на мой взгляд. Именно для этого нужны асаны и пранаямы, чтобы погрузиться более качественно в медитацию. Чтобы медитация была глубокой и помогла очиститься от следующих слоев впечатлений, от более глубоких васан и самскар, нужна медитация. Мы их копим не только в этой жизни, но и тащим из предыдущих воплощений. Поэтому чем чаще, чем глубже ваши медитации, тем больше вы очищаете свое сознание и больше приходите к самому/самой себе, тем более вы становитесь настоящими, тем более вы осознаете, кто вы и для чего вы на этой планете...
Желаю вам счастья, здорового тела, ума, успехов и прекрасных медитаций!
Константин Егоров, @konstantin.yegorov