В некотором царстве в современном государстве жила была фея. Самая обычная фея, с пятидневным графиком работы, проблемным здоровьем, карьерным ростом, незамужняя типовая городская фея. Были у феи и подруги, и вот однажды одна из них принесла ей распечатанную на принтере статью про тибетский комплекс упражнений со словами: «Это тебе, ты такое любишь». Наша фея сначала удивилась, но распечатку взяла, изучила. Так как она была уже взрослая солидная фея, тибетский комплекс делать она не стала.
Распечатка лежала, лежала и вот однажды голос внутри феи сказал: «Давай попробуем, интересно же!» Фея сделала лицо посерьезнее и решительно ответила: «Нет».
Прошло время. Как-то придя домой после изнурительной рабочей недели, фея по традиции всех рабоче-городских фей включила телевизор. Там кто-то пел. И фея вдруг затанцевала, по-настоящему из глубины, неуклюже, неистово. Она видела в зеркало, как это некрасиво, но остановится не могла. Песня закончилась. И голос внутри феи сказал: «Ну так как, будем еще танцевать или попробуем комплекс?»
На следующее утро фея встала на час раньше и сделала комплекс. Никаких ощущении, одни вопросы. Почему прибавлять по три повтора в день, почему в итоге не больше 21 круга, зачем вращаться? Но фея была очень взрослая и серьезная и несмотря на миллионы «почему» и «зачем», не бросала комплекс. А голос внутри все время нудил: «Давай бросим, давай что-нибудь новенькое попробуем».
К. Г. Юнг так описывал процесс пробуждения внутреннего ребенка:
«Ага, – сказал я сам себе, – все это еще живо во мне. Малыш внутри меня не умер и полон творческой энергии, которой так недоставало мне. Но как мне найти путь к нему?»
И позднее, когда он, взрослый состоявшийся психоаналитик, преодолевая неловкость, вдоволь настроил замков из песка, камешков и стекляшек, наконец написал:
«Доминанта ребенка – это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. … «Ребенок» прокладывает путь к будущему преображению личности. В процессе индивидуализации он уже предвидит, что получится в результате синтеза сознательных и бессознательных элементов при формировании личности. Поэтому он (архетип ребенка) является объединяющим символом, сводящим воедино противоположности. Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации». К.Г. Юнг из главы «Психология архетипа ребенка».
Это была присказка, сказка впереди. Спустя годы фея бросила офисную работу, начала всерьез заниматься йогой. И каждый раз, когда фея становилась слишком серьезной и начинала все делать очень уж правильно, волшебным образом случались неприятности. Но она уже давно подружилась с тем голосом, который говорил внутри. Конечно, это был ее Внутренний Ребенок (ВР). И каждый раз, когда фея испытывала трудности, ее ВР был тут как тут:
В самом начале, в группе на практике фея была самой неуклюжей и ВР говорил: «Да ладно, не смотри на других, смотри в себя! Помнишь, как мы учились ходить».
Потом, когда у нее что-то стало получаться, и инструктор из «приличной» халасаны одну фею закручивал в «неприличную» карнапедасану ВР говорил: «Класс, так веселее смотреть на мир!»
Когда все кругом испугались увлеченности феи йогой, ВР неистово вопил и требовал: «Хочу, хочу, еще больше йоги! Нежно, что другие скажут!»
Фея гордилась, что выполняет асаны красиво и старательно, но ВР не унимался: «Давай попробуем пранаяму, интересно же что за медитация такая».
Фея была серьезная дама и прошла обучение, чтобы систематизировать знания о йоге, и тут ВР подтолкнул ее делиться знаниями. Фее ничего не оставалось, как, преодолевая сомнения, начать вести йогу вместо обычных развивашек у дошколят. Почему у дошколят? Видите ли, ее ВР было скучно вести взрослые группы, они делали все, что им скажешь! То же невидаль. ВР требовал эмоций, динамики, искренности – все это, конечно, могли дать только дети.
На улице, в магазине, театре, музее кто-то все время стал заговаривать с феей. А она все никак не могла понять, с чего бы это. Пока не поймала ВР за тем, что это он улыбается миру то глазами, то ртом, а иногда и вовсе всем лицом.
Иногда кто-либо сильно раздражал фею, и только она по заведенной у всех фей традиции собиралась сделать замечание или прочитать мораль, ее ВР был уже во всеоружии и пускал в ход свои собственные приемы, обращая все в шутку или переключая внимание феи. И только позже фея осознавала, какие милые это были люди и как она сразу не заметила, и вообще у них были весомые причины для такого поведения.
Все чаще ВР требовал не бежать сломя голову, а гулять по лесу, рассматривать деревья, собирать листву, любоваться травой, хрустеть снегом, мокнуть под дождем.
Фея была приучена делать то, что говорит инструктор или написано в книге, ведь в школе ее научили не задавать вопросов, а просто зубрить правильные ответы. Но ВР хотел узнать все и обо всем: зачем нужны бандхи, почему вытяжение на вдохе, а скрутка на выдохе, почему шавасана важнее любой асаны… В конце концов фея просто перестала делать то, чего не понимала.
ВР оказался очень разборчив в еде, он приучил фею есть меньше, медленнее и только по желанию. А не потому, что «потом негде/некогда», «надо доесть», «за компанию», «от нечего делать», «я расстроена».
Фея была трудоголиком, но ВР научил ценить свое личное время и не хвататься за всю работу подряд. Взамен он вернул ей энергию, которой хватало не только на лежание перед телевизором, но и на рисование, чтение, прогулки, кулинарное творчество, общение с друзьями.
Порой у феи была куча проблем и мысли вихрем носились в голове, тогда ВР начинал требовать силовой практики, после которой проблемы оставались все теми же, но мир вокруг становился прекрасен.
Иногда фея не могла принять какое-либо определенное решение и сомневалась, тогда ВР требовал практики на баланс, и приходило третье решение или ситуация поворачивалась другой стороной.
Время от времени фея испытывала напряжение от того, что не все в мире так уж легко можно понять и принять, и тогда ВР требовал практики на вытяжение. Мир оставался прежним, но идти по нему становилось легче.
Когда фея наконец решила разобраться: так что же такое йога? ВР молчал. За него говорили не только гуру востока и авторитеты-психологи, но и как взрослые, так и детские песенки, сказки, вся проза и поэзия оказались так или иначе созвучны йоге.
«В учении дзен и писаниях мистиков различных направлений именно дети считаются естественными носителями просветления. Взрослым предлагается вернуться в детское состояние, чтобы обрести познание, к которому они так стремятся. Потому что дети живут данным мгновением, погружены в него и воспринимают происходящее вокруг всем своим чувственным миром. Они не связаны поисками и тревогами взрослых.
Каждому, похоже, приходится пройти полный круг: от невинности, чистоты и открытости ребенка, через трудные поиски самопознания, которыми занят разум взрослого человека, вернуться, наконец, к детской непосредственности и простоте, обогащенным сознанием и зрелостью». Дж. Миллс, Р. Кроули, 1999
Еще К.Г. Юнг называл этот процесс индивидуацией (1960) и считал его единственной и самой важной задачей современного сознания.
Зато ВР познакомил фею еще кое с кем, и после этого знакомства жизнь феи стала намного более осознанной и продуктивной. Это знакомство научило фею больше рефлексировать как над своими поступками, эмоциями, мыслями, так и с большим пониманием относиться к окружающим.
«У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто не совместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний Я. Используя терминологию З. Фрейда Я-концепция – Эго.
На языке психологии состояние Я можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состоянии своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состоянии мы попытались разбить на следующие категории:
1) Состояния Я, сходные с образами родителей;
2) Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;
3) Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Во многих отношениях Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.
Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждении и радости». Э. Берн.
В итоге фея и сама поняла, что ничего не исчезает бесследно, совсем как ее ВР, и ничто в мире не существует само по себе, все взаимосвязано и взаимодополняет друг друга, как ее Внутренний Родитель, Внутренний Взрослый и Внутренний Ребенок. И только гармония взаимодействия связывает все воедино.
«И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Евангелие Мф. 18:3.
Евгения Чуманова